Что почитать: свежие записи из разных блогов

Категория: фанфикшн

Nunziata, блог «Тихая гавань»

интересные ссылки

Очень трудно выделить лучшие и самые важные посты паблика за 2017 год, ибо их было... ну, очень много. А ещё в процессе я случайно испортил список 2016-го, блин! Это повод, видимо, заморочиться на создание более структурированного списка "всего самого главного". Даже по тегам искать уже не так легко, слишком много материалов. Подумаю, как лучше организовать... пока же, вот вам коротенький (хех) списочек того, что в ушедшем году точно стоило прочитать:

 

- Периодизация Конкисты: https://vk.cc/7n0sqd

- История про правильных инквизиторов: https://vk.cc/76GUxZ

- Про бересту и её критику: https://vk.cc/7sB5AK

- Лопе де Агирре в "сердце тьмы": https://vk.cc/7rDZJ6 и https://vk.cc/7xYKcj

- Боевые собаки конкистадоров: https://vk.cc/7qRxCo

- Женщины в Конкисте: https://vk.cc/79eHz2 и https://vk.cc/79eHvK

- Смешанные браки в Новом Свете, и всё такое: https://vk.cc/7nwKTH

- О сексе в Средние Века: https://vk.cc/7hCd51

- Про государственность Каталонии: https://vk.cc/7wTvl1

- Женщины Средневековья: https://vk.cc/7xYNAZ

- Лошади (и не только) в Конкисте: https://vk.cc/7xYOhV

- Кое-что на тему обращения с индейцами: https://vk.cc/7m0D25

- "Неграмотное" Средневековье: https://vk.cc/6dOkb3

- Продолжительность жизни в Средние Века: https://vk.cc/7vwYkd

- Почему австралийцы - не "нация каторжан": https://vk.cc/7xYRKu

- Про насмешки над военной историей Франции: https://vk.cc/7iH3aL

- Военные теории Макиавелли на практике: https://vk.cc/7xYSpS

- Антология постов о рыцарстве: https://vk.cc/7xYSZ9

- Правда об энкомьенде: https://vk.cc/7xYTip

- Почему в Латинской Америке нет единства: https://vk.cc/7txG9C

- Штрихи к портрету Боливара: https://vk.cc/7so9Us

- Демонстрация на Розенштрассе: https://vk.cc/7xYV0E

- Еврейские пираты: https://vk.cc/6DPrbE и https://vk.cc/7dK5ox

- Бесславные ублюдки: https://vk.cc/7xYVCI

- Невероятные похождения Сервантеса: https://vk.cc/74bcdb и https://vk.cc/7xYX2Q

- Русско-испанские дипломатические отношения Ренессанса: https://vk.cc/7xYXec

- Про корриду: https://vk.cc/7xYXN6 и https://vk.cc/7xYXRn

- Испанцы Второй мировой не на стороне Гитлера: https://vk.cc/7xYXXe

- Чудо при Эмпеле: https://vk.cc/7ryhYR

- Про Торквемаду: https://vk.cc/7sSXxy

- Про экономику "золотого века" Испании: https://vk.cc/7cw6IL

- Почему Испания не завоевала Португалию: https://vk.cc/7xYZvB

- Про флаги Испании: https://vk.cc/7xZ33y

- Почему поражение Непобедимой Армады переоценено: https://vk.cc/74bcIK

- Знаменитый пост про Испанский Легион: https://vk.cc/74b7UT

- Организационные вопросы терций: https://vk.cc/7oMmXt и https://vk.cc/7xZ4cc

- Почему испанцы - не "потомки мавров": https://vk.cc/7xZ4sG

- I am of Ireland в Латинской Америке: https://vk.cc/7xZ4L7

- Важный пост про лженауку: https://vk.cc/7laWj0

- Ночь Печали: https://vk.cc/7xOmXO (ссылка на первый пост)

- Битва в Дюнах: https://vk.cc/7xOo2q (ссылка на первый пост)

- Великая осада Мальты: https://vk.cc/7xO88u (ссылка на первый пост)

- Битва при Рокруа: https://vk.cc/7xO9SQ (ссылка на первый пост)

- Битва при Сен-Кантене: https://vk.cc/7xZ6Ei (ссылка на первый пост)

- Как правильно грабить города: https://vk.cc/7pbvca

 

истоник https://vk.com/feed?w=wall-123016813_17555

primavera, блог «На краю подсознания»

Новогодний подарок

Для меня отзывы на мои фанфики уже давно подобны лучу света в темном царстве такие они редкие. А тут неожиданно получила отзыв на фикбуке. Он достаточно большой и хвалебный, поэтому убираю под кат.
Но, черт, побери, как же приятно читать такие слова. И они так заметно поднимают самооценку и стимулируют желание продолжать и разжигают едва тлеющий творческий азарт.
И вообще любой отзыв к «максинетленке» — это как внушительный пинок, не дающий тихо прокрастинировать, сидя на диванчике под теплым пледом.

меня погладилиВы, конечно, поражаете своими работами. Недавно пересмотрела сериал, меня опять накрыло и тут решила залезть сюда.
На глаза попались ваши работы и я потом поняла, что читаю только ваши. Ибо и характеры сохраняются у вас, и чувствуется, что вот они те самые персонажи!
На днях закончила читать "шоколад". Долго боялась, обходила стороной из-за объема, но потом поняла, что из ваших работ по ним уже ничего не осталось, а остальных особо нет, да и не заходит!
Я в шоке. Как все вы придумали так! Взахлеб аж читала, офигевала от развития сюжета, по другому не скажешь! Полноценное кино можно снимать (ах мечты... наш Кэллиан). Действительно в шоке, насколько продуманно все, все детали, каждый персонаж. И несмотря на такой сюжет, который выдуман полностью вашей головой, вы опять не ушли в сторону сильно, сохранили персонажей и я отчетливо представляла и Кэла и Джилл такими, какие есть! А я очень люблю читать по парочкам работы, чтобы чувствовалось, что правда это те персонажи, которые запали в душу. Ну, а что вытворяли вы с сюжетом - это верх шедевра. Правда! Вот даже слов нет! Достойная работа! И по количеству оценок, наград - не зря! Не зря старались, представляю сколько сил вложено и сколько времени потрачено! Но вы огромна умница!
Помню, что было какой-то кусок у вас на странице к "шоколаду" зашла, а тут оказывается не только кусок, но и было продолжение.
Захватило. Пока успела прочитать только 3 части, но, как не странно, чувствуется, что история не забылась, все сохранилось! Очень здорово.
Прошу и надеюсь только, чтобы финал был хорошим! Без экшена никак ахаха, но в конце пусть все будет хорошо! Моя большая просьба, надеюсь будет услышана. Думаю все тут поддержат ахаха))
Спасибо, за ваш труд! За все ваши шикарные работы.
Все еще надеюсь может когда-нибудь нам снимут 4 сезон! А пока остается довольствоваться такими работами прекрасными благодаря вам.

Jeanny Told, блог «Miami '89»

18. Eclipse

С каждой минутой, проведенной в кресле в этой маленькой тайной комнатушке, Шинейд одолевала все большая и большая неуверенность. Девушке хотелось банально встать и сбежать, как она часто делала, будучи подростком. Взять, открыть окно своей комнаты и убежать куда-нибудь на окраину города. Вот только окон здесь не было.

Зато было две двери.

Взяв нож, девушка принялась аккуратно выцарапывать на столешнице "Прости, но мне надо идти". Получалось достаточно криво. Закончив работу, Шинейд довольно осмотрела дело своих рук и двинулась на выход. Но там было заперто. Обернувшись через плечо, девушка с прищуром глянула на вторую дверь, но не успела она сделать и шага, как навстречу ей в комнату вошел тот, кого она ждала.

Шинейд мило улыбнулась и, не отрывая взгляда от мужчины, взяла стол за две ножки и медленно перевернула его надписью вниз.

— Здравствуй.

читать дальше — И ты здравствуй. У меня к тебе много вопросов. Ты даже не представляешь насколько много... — с обидой в голосе произнесла девушка и после паузы добавила: — Сигаретку?

Мужчина улыбнулся, словно глядя на нашкодившего ребенка, и покачал головой.

— Как хочешь, а я закурю.

В комнате повисло неловкое молчание. Шинейд затянулась так глубоко, насколько ей позволяли легкие, еле-еле сдержала кашель. Сигарета моментально укоротилась вдвое, а пепел норовил упасть девушке на пальто. Шинейд стукнула пальцем по сигарете, но промахнулась и задела горящую часть. Выругавшись про себя трехэтажной конструкцией, она наконец-то осмелилась заговорить.

— Зачем?

— Что "зачем"?

— Ты знаешь что. Зачем? — повторила вопрос девушка и снова сделала затяжку.

— Он потом тебе все объяснит, — только и ответил мужчина.

— Он... Объяснит... Потом!.. Опять это потом! — голос Шинейд дрогнул и сорвался на крик. — Как же все меня достало!.. Только и разговоров, что о "потом"! Мифическом, несуществующем потом! Нет его. Просто нет. Потом никогда не наступит, пока есть сейчас...

Шинейд кричала и ругалась, а мужчина только молча смотрел на нее.

— Да пошло оно все... Все пошли! — поставила девушка финальную точку и потянула на себя дверную ручку.

— Прости меня. Так надо было, — раздалось ей вдогонку. Шинейд обернулась и выдавила из себя кривую улыбку: мужчина протягивал руки для объятий.

— Ты меня прости, но мне и правда пора идти... Slan (1), папочка!

Встреча с самого начала пошла не так, как представляла ее себе Шин.

***

— С меня хватит! — объявила Шинейд, выскочив на улицу. — Я собираюсь проветриться! Где мексиканская психичка?

— Ее Сэмми куда-то утащил. Сказал, поговорить надо. Он был так чему-то удивлен! — тараторила Кэтрин. — Прикинь, ко мне тут охранник докопался, мол, что у вас в багажнике. А у меня в багажнике дед. И не объяснишь ведь человеку, что ему там удобно. В полицию звонить собирался.

— И?

— Ну... Больше не собирается, — Росомаха отвела взгляд на больничные клубмы. Из-под куста торчал черный ботинок.

— А дед где?

— На заднем дрыхнет в обнимку с подушечкой и бутылкой.

Шинейд села на водительское сидение Импалы и завела машину.

— А чего тот мужик вообще до вас прикопался?

— Да дед, походу, белку схватил, орал на несколько голосов что-то про коленки и вообще много всякого орал... А мы куда? Мэтта ждем?

— В сраку Мэтта.

— Монашку?

— Пускай с Сэмми пообщается, ей не помешает несколько уроков по коммунакации от него. Ты либо со мной, либо выметайся из тачки, — Шинейд захлопнула дверь, уставившись на собеседницу.

Росомаха расплылась в хитрой улыбке:

— Если навстречу приключениям, то побегу впереди Импалы.

Шинейд нажала педаль газа. Она намеревалась оторваться как никогда в жизни...

***

Габи сидела в кабинете у Сэмми и рассматривала узоры на стенах. Сам Сэмми наматывал вокруг нее круги и восхищался тем, насколько быстро прошло ее восстановление.

— Даже поверить не могу... Ты действительно Габриэла Лорка? Та самая? Из церкви? — Сэмми бесцеремонно схватил Габи за запястье и поднес руку ближе к глазам. Рассматривая кожу, он не переставал удивляться тому, насколько быстро и качественно прошла регенерация. — Прости, сразу не предложил... Чаю?

— Спасибо, — неуверенно выдавила из себя Габриэла.

— Так какие, говоришь, у тебя способности? Ну что ты умеешь? — спросил Сэмми, набирая в чайник воду.

Габи после недолго молчания наконец-то ответила:

— Я... Я сливаюсь с местностью. Как хамелеон. Мэтт говорит, что когда-нибудь, если доживу, смогу контролировать это. Пока выходит не очень. Но гораздо лучше, чем поначалу.

Сэмми хмыкнул и понимающе кивнул.

— Покажешь?

— Не уверена, что у меня получится, — съежилась Габи, надевая маску. — Не выходит...

— Ну ладно. А вот и чай, — мужчина поставил на стол перед Габриэлой белую чашку с синим кантом. Женщина протянула к ней свою руку. — Сахарку?

— Спасибо... — Габи повернулась на голос. Внезапно мужчина резко схватил собеседницу за руку. Вместо сахарницы в его руках был пистолет. Габриэла испуганно дернулась в кресле и исчезла.

— У-ди-ви-тель-но... — отчеканил Сэмми, глядя на казавшееся пустым кресло. Только вмятина на сидении выдавала то, что в нем кто-то находится. — Знаешь, я хочу еще кое что проверить...

Свободной рукой Сэмми вытащил из вороха бумаг на столе длинный тесак и с размаху рубанул им туда, где по его прикидкам было плечо Габриэлы. Женщина закричала и попыталась зажать рану. Сквозь пальцы из невидимой дыры хлестала кровь, довольно быстро начиная свертываться. Спустя некоторое время кровь остановилась, Габриэла снова стала видимой, а из того места, где была рука, проступили черные щупальца. Они заскользили вниз, обволакивая пока еще невоссозданное тело, придавая форму будущей руке. Сэмми с восторгом истинного ученого, наблюдавшего долгожданный удачный результат эксперимента, пялился на процесс регенерации. Щупальца слились воедино, а после медленно начали растворяться, открывая взгляду смуглую кожу.

— Ты!.. Ты мне руку отрезал! Да как ты!.. Я тебя!..

— Тише-тише, все же в порядке! Я только хотел убедиться, что все проходит хорошо и так, как я это понял, — Сэмми лишь пожал плечами, достал из ящика стола сахарницу и поставил ее перед Габриэлой.

— Да иди ты со своим чаем!

— Вот это характер!

— Ты... ты садист! Idiota de los cojones! (2)

— Тшшш, не ругайся!

Проклятья Габриэлы прервал телефонный звонок.

— Слушаю. — Сэмми взял в руки телефон и принялся наматывать круги по кабинету, сколько позволял провод. — Мэттью? Ага... Что?! Пиздец... Знаешь что? В следующий раз сами выпутывайтесь!

— Прости, но чай придется отложить... — извинился Сэмми, прикладывая Габриэлу трубкой по виску.

***

Вокруг было темно. Сквозь темноту постепенно проступали руки, держащие в руках планшет с каким-то записями. Тишина неохотно отступала. Уже можно было расслышать гудение кондиционера и шорох бумаг. Шинейд потрясла головой и сделала шаг вперед. Стукнувшись коленом о деревянную тумбу или постамент, девушка начала понимать, где она находится.

"Что за чертовщина?"

Картинка медленно прояснялась, будто наложенный на нее черный фильтр истончался.

Девушка стояла перед трибуной, прямо на нее из-под тяжелых век безразличным взглядом смотрел полный в аккуратной до тошноты одежде судья. В углу под конвоем сидел мужчина в оранжевой робе. Его руки, забитые яркими татуировками, были скованы наручниками. Лицо обвиняемого показалось Шинейд знакомым. Все молчали. Часы над дверью мерно цокали, отсчитывая секунды, но судья и не думал торопить защитницу. Шинейд сделала пару глубоких вдохов и сошла с трибуны. Деловой пиджак и юбка-карандаш непривычно жали. Подмигнув обвиняемому, девушка швырнула все свои заметки в судью. Бумаги рассыпались, а планшет с глухим стуком упал на пол. На ее выходку никто не среагировал.

В коридоре за пределами зала было пусто. Обычно, здесь метушилась толпа народу — кто готовился к предстоящему заседанию, кто пришел дать показания, а кто морально поддержать близких. Но сейчас в здании не было никого, и Шинейд направилась к выходу.

Последнее, что она запомнила, перед тем, как оказаться здесь, это рев мотора грузовика, невесть каким образом заехавшего на больничную территорию, и решетку радиатора, сминающую дверь Импалы, саму Шинейд и все за ней. Испугаться толком она даже не успела.

"Даже сдохнуть не вышло..."

Первым делом Шинейд собиралась заехать на работу и осведомиться, как там продвигаются дела без нее. То есть узнать, что считают коллеги о ее столь долгом отсутствии. "Может, им вообще наплели, что я благополучно скончалась в той аварии... А может, таки скончалась и попала в ад. Кто знает..." А после работы... А как получится, в зависимости от итогов опроса. Либо в бар, либо... в бар. Но скучать девушка однозначно не планировала.

Вот только кто-то не разделил ее энтузиазм.

Стуча невысокими каблуками по плитке, девушка вышла на парковку. Все парковочные места были заняты абсолютно одинаковыми серыми машинами. Не веря своим глазам, Шинейд потрусила головой. Ощупав свои карманы, девушка вытащила из одного сигару и зажигалку и закурила.

— Ну что ж... Выход там, — буркнула себе под нес девушка и медленно зашагала меж рядов клонированных автомобилей.

"Не может это все быть по-настоящему... Ну не может!" — твердил голос разума, но опыт последних дней в ответ лишь саркастично хмыкал. Девушка старалась игнорировать и опыт, и разум... Единственно, о чем она жалела, это то, что у нее при себе нет никакого оружия. И всего одна сигара.

На выходе с парковки ее окликнул знакомый голос:

— Может, все-таки угостишь сигареткой?

— Пффф, — Шинейд вскинула руку в неприличном жесте.

Пройдя мимо будки парковщика, девушка почувствовала, что идти стало не в пример тяжелее, голова начала кружиться, а картинка перед глазами блекнуть, словно кто-то слой за слоем натягивал перед ней куски тонкой черной ткани. Миновав шлагбаум, Шинейд потеряла сознание.

***

Кэтрин очнулась посреди дороги. Улица ничем не отличалась от любой из улиц центра Майами. Кроме одного момента: на ней было пусто. Судя по высоте солнца было раннее утро. Золотисто-алые лучи пробивались между высоток и отражались в окнах. Девушка оглянулась по сторонам. Неподалеку от нее, под фонарем, стояла еще одна женская фигура в плаще с капюшоном.

— Мисс? Мисс, вы не могли бы... — окликнула девушку Росомаха.

Никто не отозвался. Тогда Кэтрин подошла ближе.

— Мисс? Вы меня слышите? — в ответ тишина. — Вам помочь? — Блин, ну хоть закурить-то у тебя есть?

Кэтрин подошла вплотную и аккуратно постучала девушку по плечу. Та на прикосновение не отреагировала. Тогда Росомаха, глубоко вдохнув, обошла ее и заглянула под капюшон. В этот момент незнакомка резко повернула голову к Кэтрин, во лбу девушки чернела дыра от выстрела. В глазах потемнело, Росомаха рухнула на тротуар. Насполедок ей даже показалось, что она уже встречала эту девушку.

***

Дед не сразу понял, что он не спит. Наконец-то осознав это, старик попытался встать и стукнулся головой о что-то твердое. Пространства вокруг было чрезвычайно мало, руками можно было дотянуться до всех уголков этого места. Постепенно чернота рассасывалась и в сознание деда пробивался рев мотора "мессершмитта", а вслед за ним возвращалось зрение. Внизу находился город, подозрительно знакомая улица пустовала. Дед расплылся в довольной улыбке и активировал пулемет. По улице прогрохотала очередь выстрелов. Пыль взвивлась вверх, медленно оседая в образовавшихся воронках. Старик повернул свой самолет к океану. И тут что-то пошло не так.

Самолет стремительно терял высоту. Дед, беспечно насвистывал мелодию старой песни, и тянул штурвал на себя, чтоб приземлить на воду свой "мессер". Вскоре истребитель выровнялся и резко плюхнулся на волны Атлантического океана. Дед быстро открыл кабину и выбрался наружу. Не дожидаясь, пока самолет полностью уйдет под воду, он выпрыгнул из него и поплыл к берегу.

На берегу, отдышавшись, старик осмотрелся. Вокруг не было ни души. Только вереница изящных женских следов тянулась от того места, где дед вышел из воды, куда-то вдаль, в город.

Представляя себе прекрасную нимфу, соблазнительно манящую его за собой, дед шел по следам, пока не вышел к Т-образному перекрестку, чуть дальше которого под фонарем стояла девушка в капюшоне.

— Фройляйн? — дед подковылял к незнакомке и, улыбнувшись оставшимися зубами, заглянул ей в глаза. В глазах было пусто. А во лбу темным аккуратным пятном красовалась дыра от пули.

Это было последнее, что дед запомнил перед тем, как упасть.

***

Габи с трудом разлепила глаза. В боку болело. Женщина расстегнула куртку и потрогала бок, он был мокрым от крови. Рядом с собой она обнаружила два бакса и револьвер, а на стене напротив дырку от выстрела. Сама же Габриэла сидела, прислонившись к стене, рядом с мусорными баками на заднем дворе какого-то магазина.

— Pater noster, qui ts in caelis, sanctrticetur nomen Tuum... (3) — прошептала Габриэла, прежде чем встать.

Сжав рукоять револьвера, женщина поднялась на ноги и, зажав рану в боку, вышла из переулка. Было еще темно, светать только начинало, на улице не было ни души.

— Эй! Кто-нибудь! — кричала Габи, идя посреди дороги.

В конце концов ей надоело кричать в пустоту и она поплелась туда, откуда слышались хоть какие-то звуки. На ближайшем перекрестке Габриэла заметила нескольких людей, которых невозможно было не узнать, даже издалека.

— Эй! Помогите! — люди испуганно обернулись и замерли. Одна из фигур, самая невысокая, сделала несколько шагов вперед, а потом обернулась на другую девушку, нервно шарящую по карманам правой рукой и то и дело посматривающую на свое левое запястье.

Что-то было не так...

***

Шинейд пришла в себя не там, где падала. Это была ее улица, определенно ее улица. Вот ее дом, где-то там на пятом этаже ее квартира. "Только почему так пусто? Это же центр Майами..."

— Ты хоть что-то понимаешь? — за спиной раздался голос Кэтрин.

Шинейд помотала головой и закатала рукава пиджака.

— Дерьмо какое-то... Съездили, называется, потусить...

— Дамы, спокойно, сейчас со всем разберемся! Только вы мне объясните, что произошло.

Девушки переглянулись и вздохнули: дед спал и ничего не помнил.

— Если вкратце, нас переехал грузовик, — пока Кэтрин доводила до сведения деда все, что старик пропустил, задрыхнув, Шин лазила по карманам в надежде найти хоть что-то. Но карманы были как назло пусты. Вдруг ее взгляд упал на левое запястье.

— Наро-о-од... На руки свои посмотрите!

— Все с ними нормально, — ответил дед. — В отличие от ее лба. — Старик ткнул пальцем в Кэтрин. Та немонимающе начала ощупывать свое лицо. Только сейчас девушка почувствовала, как по носу медленно стекает что-то густое.

— Твою ж мать, кровь... Окей, мне нужна аптечка, или больница, или аптека, или пуля в лоб... А что руки, руки как руки. Даже чистые.

— Вот именно. Татуировки изчезли.

Все замолчали. Действительно, на левых запястьях, там, где еще с утра темными пятнами недвижимо ждали своего часа росомаха, кобра и летучая мышь, было пусто.

— И что нам теперь делать? — спросила Росомаха. Ей никто не ответил. Дед непонимающе чесал затылок, а Шинейд была готова разрыдаться. — Смотрите, кто-то идет!

В конце улице на перекрестке показалась фигура в объемной лыжной куртке.

— Помогите!

— Похожа на нашу монашку... И похоже, ей не очень... Давайте искать аптеку, а то, чувствую, не доживем мы до того момента, когда узнаем, что блять происходит!

Габриэлу перевязали на скорую руку ее же футболкой. Затем Шинейд повела всех к ближайшему аптечному пункту.

— Вот тут, ближе просто нет. Эх, закрыто... — девушка сняла с себя одну туфлю и с размаху зарядила каблуком по витрине. Стекло задрожало, но даже не треснуло. — Черт, каблук сломала... — Шинейд выбросила испорченную туфлю и сняла вторую.

— Может, замок прострелить? — Габриэла показала свой револьвер.

— Пусть только не рыжая стреляет, а то стреляет она так же плохо, как водит тачку... — Росомаха буркнула и уселась на бордюр, подперев голову рукой.

Дед пожал плечами и забрал пистолет.

— Фройляйн, осторожно, стреляю! — девушки по команде дружно зажали уши. Прогремел выстрел. Замок раскурочило, вместе с ним и кусок двери. — Добро пожаловать. Открыто.

Шинейд влетела в аптеку первая. В подсобке она нашла пару сменной обуви подходящего размера.

— Так... Что у нас тут? О, антидепрессанты. Самое оно, — девушка распаковала пузырек с таблетками и сразу съела несколько штук. — Кто знает, от них вштырит или нет?

Дожидаясь действия таблеток, девушка продолжила лазить вокруг кассы. Внезапно ее внимание привлекли пузырьки оранжевого цвета, стоящие прямо на столе. "Обычно всё уносят под замок, когда сдают смену..." — подумала девушка и, вскрыв одну из баночек, перевернула ее содержимое себе в рот. В банке оказалось пусто, вот только сразу стало как-то хорошо. Шинейд вкрыла еще одну и заглянула внутрь. Опять пусто. Перевернув баночку в рот опять, девушка не почувствовала никакого эффекта.

— Ребят, тут пустые веселящие банки! Кто хочет, чтоб ему стало хорошо, кушайте, не подавитесь! — Росомаха недоверчиво покосилась на баночки, но все же утянула себе одну.

— Ну как есть эффект?

— Эмм... Есть. У тебя дырка на лбу исчезла.

— Монашка, лови! — Кэтрин запустила одной баночкой в Габриэлу. — Лови, я сказала, а не роняй их.

Обчистив аптеку и набив карманы медикаментами, Росомаха, дед, Габриэла и Шинейд приняли решение отправиться к последней домой, чтоб там в тишине и спокойствии обсудить дальнейшие планы.

— Только напоминаю всем, что жрать у меня дома нечего, а...

— А выпить?

— А выпить кончилось в прошлый раз! — Шинейд обернулась через плечо, гневно стрельнула глазами в деда и споткнулась. — Вот дерьмо!

На тротуаре лежал мужчина. Панковатого вида, почти лысый, с бородой, выкрашенной в синий цвет.

— Ты еще кто, чувак? — Шинейд присела на корточки рядом с незнакомцем и принялась обыскивать карманы. В нагрудном кармашке девушка обнаружила нож, но не успела она его вытащить, как панк, не открывая глаз, схватил ее за запястье. — Отпусти... Руку... — зашипела она и принялась колотить второй рукой в сгиб локтя.

— Отдай ножик, — промычал мужчина, не открывая глаз.

В конце концов Шинейд сдалась и отпустила нож.

— Да подавись ты им.

— Ща очухаем... — Кэтрин вытащила из пакетика, стыренного в аптеке баночку нашатыря и поднесла незнакомцу под нос. Тот фыркнул и перевернулся на живот. — Ты кто, чудо синее?

"Чудо синее" повертелось по сторонам и с громким хрипом проблевалось себе под ноги.

— Стивен, — выдало наконец "чудо синее" и поспешило протянуть руку для приветствия. — Ух, какие коленки!..

Шинейд презрительно сморщилась, вежливо кивнула и попыталась стянуть юбку чуть ниже.

Стивен неловко попытался подняться на ноги, но не удержал равновесия и рухнул носом в кучу мусора, вывалившуюся из урны. Его взгляд упал на светло-коричневый бумажный пакет с аккуратно выведенным его именем сверху.

— Оу... ну открывай. Добро пожаловать в нашу НПГ — неорганизованную преступную группировку! — Росомаха без особо энтузиазма заапплодировала. Стивен разорвал пакет, оттуда выпала маска собаки. Шинейд завистливо зыркнула на панка и отвернулась. — Надевай, что ли...

Стивен прикинул, что ему в общем-то все равно, и натянул собачью голову на свою. Сразу после этого мужчина почувствовал что-то странное, лишнее чувство, которого еще пять минут назад не было. Он завертел головой. Стивен отчего-то был уверен, что знает, что на душе у каждого из вокруг стоящих. Он чувствовал каждого из них, знал, где они, даже не поворачиваясь к ним. Он слышал из чувства.

— Хрена себе... Вот это вштырь! — Мужчина стянул маску с лица, в глазах потемнело, а в желудке взбесилась вчерашняя выпивка. Снятая маска зашипела, начала морщиться. Стивен отбросил ее в сторону и ползком отодвинулся от нее подальше. Шинейд довольно и презрительно фыркнула.

— Мы идем или как? И Стивен, походу, идет вместе с нами... — Шин вздохнула и как ни в чем ни бывало продолжила свой путь. — Судя по всему, он имеет некое... кхм... отношение к нашему... кхм... делу.

— Какому делу? — оживился мужчина и завертелся на новообретенных спутников.

Спутники молчали.

***

Уже на подходе к квартире Шинейд поняла, что ключей от входной двери у нее нет. Обыскав все возможные тайники и не найдя ничего, кроме векового слоя пыли, девушка со всей силы пнула дверь и зажала кнопку звонка.

— Будто нам кто-то откроет, — Кэтрин недовольно натянула воротник пальто повыше и села ступеньки.

— Эх, водички бы... — Стивен потер шею и с надеждой уставился на пакет Росомахи. Чего-чего, а воды у нее не было.

— Секундочку, я одеваюсь! — раздалось из квартиры.

— Урою гада... — зашипела Шинейд, скрещивая руки на груди.

Дверь квартиры приотворилась, оттуда сначала высунулся пистолет, а вслед за ним стакан воды. Шинейд распахнула дверь, одним пальцем отодвинула дуло пистолета и вошла внутрь.

— Ты мне из моей квартиры будешь пушкой в лоб тыкать, Страйкер?! Совсем охренел?

— Я? — Мэтт убрал пистолет в карман. — Я охренел? Вы что с моей машиной сделали?

— Pardonnez-moi! (4) Мы не специально... — вскинула руки Шинейд и бодрым шагом направилась в свою комнату. Остальные, неловко вжавшись в стенку, протиснулись мимо стоящего в дверях Мэтта.

Оказавшись в квратире, дед уселся в кресло, а Стивен первым делом ломанулся в уборную, откуда еще долго слышались хрипы и бульканье.

— Пожалуй, я воздержусь от захода... туда, — Кэтрин кивком головы указала на туалет и пошла умываться.

— Страйкер! — от вопля Шинейд у всех заложило уши. — Где мои шмотки? Все мои шмотки! И бабло! Мой шкаф таким пустым не был с тех пор, как я здесь поселилась!

Мэтт безразлично пожал плечами и завалился на диван.

— Ты меня вообще слышишь?! — Шинейд попыталась стащить Мэтта с дивана.

— Не знаю. Спать хочу.

Оставив все попытки вытянуть из Мэтта хоть один ответ на вопрос, Шинейд ушла обратно в комнату, посмотрела на пустующий гардероб, села внутрь и закрыла за собой дверцу.

***

Габриэле до жути хотелось спать. Оттяпать у Мэтта кусок дивана у женщины не вышло, поэтому она робко заглянула в комнату Шинейд. Из шкафа раздавались тихие всхлипы, ирландское бормотание и шорох таблеток в пузырьке. Габриэла на носочках пробралась к кровати и легла скраю.

Сон долго не шел.

Через некоторое время в шкафу послышалась возня. Шинейд вывалилась наружу и уставилась на кровать.

— Разлеглась тут... — девушка схватила одеяло за край и потянула на себя. Габриэла протерла глаза, пытаясь понять, что происходит. — Е-мое...

— Чего? — Габи отряхнулась. Поднявшись на ноги, женщина увидела на светлых простынях пятна крови.

— МЭТТ! — Шинейд фурией выскочила из комнаты и принялась тормошить Мэтта. — Что. Это. Такое?!

Мэтт уселся на диване и поднял на Шинейд уставший взгляд. Только сейчас девушка заметила проступающую сквозь бинты под футболкой кровь.

— А это еще что?..

— Не твое дело, — Мэтт улегся обратно на диван, накинул на себя куртку и закутался в нее по уши. Шинейд обреченно опустила руки.

— Народ, а пойдемте в магазин, жрать охота - не могу! А холодильник пустой.

— Здесь везде пусто. Бабки у кого-то есть?

— Зачем? У нас есть пушка, — Росомаха кивнула на деда. Дед помахал пистолетом в воздухе.

— С тремя патронами.

— Ну... ну так что, пойдем?

Шинейд хотела уже отмахнуться от этой идеи и остаться дома сидеть в шкафу и жрать антидепрессанты, но ее желудок предательски заурчал.

— Ладно, пошли...

***

— Вот тут я и пришла в себя... — Габриэла показала на въезд на задний двор магазина. — Вроде бы стреляла в кого-то, только не помню ничего. Я была в кабинете Сэмми — а потом сразу здесь.

— Ну, тебя хоть грузовик не переехал.

— Я б на месте Мэтта за Импалу тоже бы обиделась, — Кэтрин задумчиво почесала затылок. — Ломайте дверь, берем жратву, идем обратно.

Пока остальные сновали между полок, выискивая то, что надо им, Шинейд спокойно развернула пакет, сложила в него пачку сосисок, первую попавшуюся булку, бутылку текилы и молоток из отдела строительных принадлежностей. На кассе девушка вытащила из шкафчика пачку "Мальборо" и зажигалку.

— Вот этого мне не хватало... — Шинейд достала сосиску и быстро ее слопала. Проглотив последний кусок, девушка в ожидании спутников закурила.

— Стивен говорит, что у него где-то здесь недалеко машина припаркована, — Росомаха выскочила из магазина, а ее глаза светились от радости. — Можем найти ее, и-и-и...

— И?

—... и-и-и у нас снова будет тачка! — Кэтрин аж подпрыгнула на месте.

— Но? У тебя на лице написано, что есть какое-то "но".

— Но он не помнит, где она и как выглядит. У чувака, видимо, была офигенская туса вчера!

— У меня есть ключи, а на них брелок от сигнализации. Можем походить по округе и потыкать ей во все машины, — Стивен полез в карман и вытащил оттуда гору хлама. Среди горы бумажек и мелочи были и ключи.

Шинейд закатила глаза. "Этого еще не хватало, лазить по всему городу и тыкать в машины ключами!".

— А может, мы сначала парковку проверим? Здесь недалеко есть одна, рядом с моей работой.

***

На парковке с тех пор, как Шинейд грохнулась носом в асфальт без сознания, ничего не поменялось. Абсолютно одинаковые, неприметно-серые машины стояли ровными рядами.

— И какая из них твоя?

— А бог его... — Стивен пожал плечами.

— Не поминай имя Господа всуе!

— Бог его знает!

— Тогда берем первую попавшуюся! Молоток в студию! — дед разбил стекло на ближайшей машине. Завыла сигнализация. — Тихо ты, воет тут... — старик полез под руль, долго копошился в проводах. Наконец сигнализация затихла. — Чего стоите, поехали! Или пешком захотели?

Никто не стал спорить. Девушки заняли свои привычные места.

— Поехали домой. Там Мэтт голодный, жрать ему привезем. Сомневаюсь, что он хоть что-то ел после больницы.

________________________________________
1. Slan - Пока (ирл.)
2. Idiota de los cojones! - Долбанный идиот! (исп.)
3. Pater noster, qui ts in caelis, sanctrticetur nomen Tuum... - Отче наш, иже еси на небесах, да святится имя твое... (лат.)
4. Pardonnez-moi! - Извините меня! (фр.)

primavera, блог «На краю подсознания»

Репост

Публикация из блога «Писательский чердак» (автор: Jean Sugui):

Точка зрения персонажа. Фокальный персонаж

Идея написать про точку зрения возникла так.

Римма Малова в одном из топиков «Мастерской форума ЭКСМО» сказала: «Действительно, по-моему весьма интересно, когда повествование ведется глазами какого-то персонажа».

Меня в тот момент это поразило чрезвычайно. Я за годы писания на английском языке привыкла к тому, что вопрос «чьими глазами» — это привычный, ежедневно необходимый выбор каждого автора. Знание и применение POV (point of view, то есть дословно «точки зрения» литературного персонажа) на Западе считается самым главным навыком будущего писателя. Это — первое, чему он учится в любом любительском литературном кружке. И когда я решила «подчитать литературку» на этот предмет на русском языке, я ужаснулась — у нас материалов об этом практически нет!

Действительно, в русскоязычной писательской среде вопрос «точки зрения» (то есть чьими глазами мы «смотрим» на происходящее в книге), похоже, считается сугубо теоретическим — литературоведческим. Мол, сначала автор напишет, как бог на душу положит, а потом придет литературовед и с умным лицом проанализирует, что за точки зрения в своем произведении автор интуитивно использовал. Самого же автора никто, похоже, не учит, как выгодно и с умом применять различные виды точек зрения на благо произведению.

Но в мировой писательской практике совсем другая картина. Овладению письмом в различных точках зрения там учат даже в пятых классах школ, на сочинениях! Поэтому я решила тут дать коротЕнький, минут на сорок-сорок пять, материал по точке зрения. Пригодится кому или нет — это вам судить, но лучше все-таки знать, хотя бы в теории, что это за зверь.

скрытый текстЗаранее прошу прощения за примеры: поскольку хотелось дать очень явные, четкие примеры «правил» и «нарушений», то я составила их сама. Они примитивные, но зато ясно иллюстрируют мысль.

Конечно, великое множество выдающихся писателей работают интуитивно, не считаясь с правилами. Но мне кажется, чтобы блестяще нарушать правила, нужно их сначала знать и уметь применять. «Точка зрения» — это и есть одно из таких обязательных писательских правил. Сначала изучим — и будем знать, как с наибольшей выгодой для произведения эти правила можно нарушать.

Примечание. Я стараюсь пользоваться терминологией, введенной Б.А.Успенским в «Поэтике композиции». Это, кажется, чуть ли ни единственное сочинение в русском литературоведении, которое впервые подняло вопрос точки зрения. Однако некоторые исследователи в своих статьях используют и переводы английских терминов (которые мне кажутся более образными, чем термины Успенского), так что их я тоже буду упоминать по ходу.

Примерно до начала 20-го века (датировка тут очень размытая, потому что, ессно, лит-ра развивалась неравномерно) существовало в принципе только две точки зрения, с которых могло вестись повествование.

01. Первая — это так называемая «точка зрения всезнающего автора» (Успенский ее называет «нулевой»). То есть автор знает все события романа, видит всё, что творится в мыслях и на душе у героев, и обо всем без утайки докладывает читателю. Например:

Виктор пришел в отчаяние. — Ну ты и дура, Машка!
Машке ужасно хотелось заплакать, но она терпела. — От дурака слышу.


Тут автор влезает в голову обоим героям и описывает, что оба чувствуют и думают: Виктор приходит в отчаяние, Машке хочется плакать.

Почему это точка зрения всезнающего автора? Потому что автор знает и показывает нам всё, что происходит в душах героев. Автор может даже подсказать, что произойдет дальше: «Ах, если бы Машка знала, что эта ничтожная встреча перевернет всю ее жизнь!». Такой автор показывает нам события произведения опосредованно, через призму собственного восприятия. Читатель как бы слушает автора-рассказчика, докладывающего обо всех событиях и эмоциях. АВТОР ЗНАЕТ ВСЁ! Эту точку зрения Успенский называет «нулевой» (то есть как бы отсчетной), а также встречаются названия «точка зрения всезнающего автора» и, прямая калька с английского, — «третье лицо всеведущее».

Естественно, эта точка зрения имеет много плюсов, но ее главный минус — читатель лишен возможности сопереживать персонажу напрямую, не может сам влезть ему в душу. Поэтому как противовес тогда же, сотни лет назад, в лит-ре возникла еще одна точка зрения:

02. Повествование от первого лица.

С этим тоже всё ясно. Автор передает микрофон главному герою и предоставляет ему самому рассказывать о том, что с ним произошло. Тут уже начинаются ограничения: герой не может ничего знать о событиях, при которых не присутствует, он не может влезать в головы другим персам и описывать, что они чувствуют и думают. Такое произведение пишет только о том, что пропустил через собственное восприятие главный герой. Хотя и тут были возможны фокусы типа «ах, знал бы я тогда, что...» Налицо ограничение свободы автора, но читатель более охотно сопереживает повествованию от первого лица. Читатель как бы совмещает себя с героем — рождается эмпатия, то есть сопереживание, а оно и является главной задачей любого литературного произведения.

Но это всё было давно. Две точки зрения — вот вам и вся литература. И хорошо писали!

С развитием профессионального литературного мастерства, которое приходится где-то на конец 19-го — начало 20-го века, авторы стали осваивать более интимный, «человеческий» подход к читателю. Оказалось, что и в третьем лице можно писать не от имени автора, а от имени одного или нескольких персонажей, которые будут называться «фокальными персонажами», потому что все события автор показывает нам через ФОКУС их восприятия. И так развилась самая сейчас употребительная точка зрения:

03. Третье лицо ограниченное.

Более 90% всей издаваемой в наши дни на Западе литературы написано именно в этой позиции. В случае третьего лица ограниченного повествование идет от третьего лица, но «рассказчиком» и одновременно главным действующим лицом является не автор, а один из персонажей книги. Все действия и события описываются так, как ОН — персонаж — их воспринимает. Его глазами мы смотрим на происходящее, ему мы сопереживаем. Естественно, это очень ограничивает свободу автора: ведь ему разрешается писать только о тех вещах, которые известны данному персонажу, и тем языком, которым бы он говорил. Но воздействие такого произведения на читателя гораздо глубже и сильнее: читатель забывает о посреднике-авторе и с головой погружается в события, непосредственным очевидцем которых является фокальный персонаж.

Успенский называет ее также «внутренней точкой зрения», потому что всё происходящее описывается как бы изнутри конкретного персонажа. Именно этот тип точки зрения доминирует в современной литературе. Но он же является и самым сложным. Овладение ограниченной точкой зрения требует большой практики и умения включать в текст только то, что видит, о чем думает и что ощущает данный перс.

Поэтому в ее применении сложились некоторые облегчающие жизнь «правила», которые я тут приведу.

01. Самое главное — это сам выбор фокального персонажа. Как решить, через чье мироощущение показать читателю события романа? Чьими глазами этот читатель будет смотреть на происходящее в книге?

Правило на этот счет есть — старое, простое и незыблемое. Большинство «литературных правил» нарушать можно и нужно — с умом, конечно, — но нарушение именно этого правила рискованно и чаще всего неразумно. Нарушение это карается страшно: читатель потеряет интерес и закроет книжку. Скорее всего, навсегда.

Итак: фокальный персонаж — это всегда тот, чья проблема главнее: во всей книге, или в данной главе, или в коротенькой сцене. У кого больше всего поставлено на карту — тот и будет главным героем происходящих событий, за ним и будет наблюдать читающая публика. Разумеется, им может (вот вам и первое нарушение правила) оказаться и случайный эпизодический персонаж, который появится в данной сцене в первый и последний раз за всю книгу. Но чаще всего фокальные персонажи — это и есть главные герои произведения. Это им читатель будет сопереживать, с ними он будет отождествлять себя при чтении.

Выбор фокальных персонажей — самый ответственный и сложный выбор автора при написании произведения. Тут спешка неуместна: известны случаи, когда маститые западные авторы переписывали роман по нескольку раз, просто меняя точки зрения и фокальных персонажей.

Вот еще несколько правил, нарушение которых неопытным автором гарантирует отказ англоязычного издательства, агентства или редакции журнала (умение «писать в точке зрения» особенно важно при написании журнального рассказа):

02. Пользуясь ограниченной точкой зрения, автор обязан показывать события через менталитет данного персонажа (образовательный уровень, воспитание, убеждения и предрассудки, стиль речи и т.п.).

Стиль повествования имеет тут огромное значение! Автор может писать, как сам царь Давид, но если точка зрения в произведении принадлежит полуграмотному босяку, то оно должно писаться голосом полуграмотного босяка. С умом отредактированным, естественно. То есть те слова, понятия, предметы, которые прекрасно известны автору, но с которыми данный герой не знаком, из текста исключаются автоматом.

03. Всё, что автор сам хочет сказать о данном персе, он обязан вложить в его собственные уста, мысли и поведение, передать через отношение к нему других героев (особенно через диалог это хорошо делать!), но незаметно и непринужденно, не нарушая хода повествования. Если, например, перс — редиска и нехороший человек, автор не имеет права где-то в уголке взять микрофон и намекнуть читателю, что не разделяет взглядов этого мерзавца. Но автор обязан показать перса со всех сторон так — через его собственные мысли, слова, поступки, через отношение к нему других персонажей — что читатель сам захочет размазать эту сволочь по стенке, без намеков со стороны автора.

Хорошее упражнение-зарисовка: набросайте описание комнаты или квартиры. А затем перепишите описание несколько раз, с позиции разных людей и их голосом (но от третьего лица!). Многодетная мать заметит, что нигде не валяются игрушки. Педанта поразит невытертая пыль. Электрик не заметит пыли, но отметит плохую проводку. Ученый не заметит проводки и бросится сразу к книгам. Всё разным языком, четыре человека — четыре менталитета, четыре разные комнаты.

Точек зрения в произведении может быть, конечно, несколько — события могут описываться вперебивку глазами нескольких фокальных персонажей. Но и тут есть некоторые правила относительно их количества и употребления:

04. Чем короче произведение, тем меньше фокальных персонажей.

В современном рассказе может быть только одна точка зрения, только один фокальный персонаж, только его глазами мы смотрим на события рассказа. Имейте в виду, что это самое главное требование к журнальному рассказу в западной литературе! Если рассказ не выдержан строго в одной точке зрения одного персонажа, такой "ненацеленный", несфокусированный рассказ практически обречен на отказ редакции. Повествование в рассказе может вестись от первого или третьего лица, да хоть от второго, но все события рассказа должны подаваться не авторским голосом, а через призму восприятия главного героя, который и будет являться фокальным персонажем произведения — будь он хоть человек, хоть целый народ или вообще кто/что угодно.

В большом рассказе (novellette) может быть два фокальных персонажа, в повести (novella; кстати заодно обратите внимание, что по-английски слово novella означает «повесть», а не «новелла»!) — часто бывает два фокальных перса или даже более, в романе — обычно четыре-восемь фокальных персонажей (хотя бывает и два, и может быть даже вообще одна точка зрения на весь роман).

05. Взялся — ходи. Без веской причины точку зрения не менять. Метаться из головы одного фокального персонажа в другую без конкретной авторской задачи называется «прыгать по головам». В одном абзаце мы переживаем происходящее с героем, в другом вдруг попадаем в голову его противника и узнаем, что тот чувствует и думает... это игра в поддавки с читателем, признак непрофессионализма начинающего автора.

Опять-таки выдающиеся авторы нарушают и это правило... но им можно, на то они и выдающиеся. Начинающий же автор должен сначала отработать умение так построить сцену, чтобы всю необходимую информацию либо дать через голову фокального персонажа, либо удержать до более подходящего момента. Простейшее правило такое: одна сцена — одна точка зрения, один фокальный персонаж. Его глазами мы смотрим на события сцены. Нужна очень веская, серьезная причина, чтобы внутри сцены переносить точку зрения с одного перса на другого. И при таком переносе нужно всегда следить, чтобы читателю было ясно, чьими именно глазами мы смотрим на события.

06. Поскольку всё происходящее пропускается через восприятие конкретного перса и описывается его "голосом", всё, что не попадает в эти рамки, должно опускаться. Иначе возникает так называемый «глюк» ограниченной точки зрения. Например:
(из одного любительского рассказа НФ-литмастерской Critters)

Кэт сидела на диване и горько плакала. Сволочи! какие же все сволочи! Ну ничего, она еще им покажет...
Кэт поплакала еще немножко, вытерла платочком покрасневшие глаза, расправила складочки розового в горошек платья и слезла с дивана.


Редактор зарубил этот рассказ с первых же слов, с приговором: глюк точки зрения. Где же он? А вот:

Начало хорошее, нейтральное: Кэт сидела на диване и горько плакала. Читатель еще не знает, в какой точке зрения пойдет повествование, и готов настроиться на любую. А вот и она:

Сволочи! какие же все сволочи! Ну ничего, она еще им покажет...

Всё ясно! — мы смотрим на всё глазами Кэт! Это ее чувства, ее мысли. Но вдруг — бэмс:

Кэт поплакала еще немножко, вытерла платочком покрасневшие глаза, расправила складочки розового в горошек платья и слезла с дивана.

Глазами Кэт, говорите вы? А Кэт что, знает, что у нее глаза красные? И платье, она же его в данный момент не воспринимает как «розовое в горошек», она ревет и страдает, куда ей о платье думать? Это автор-всезнайка высунул голову и зачем-то описал глаза и платье героини — никто его об этом не просил, читатели бы сами всё в уме дорисовали. А получился — прокол точки зрения...

Вот подобных проколов точки зрения нужно очень остерегаться. Когда они могут возникнуть? — всегда, когда фокальный персонаж говорит, знает или ощущает то, чего не может ни знать, ни говорить. И отсюда еще одно, пока что последнее правило:

07. При письме в ограниченной точке зрения третьего лица настоятельно рекомендуется опускать глаголы чувственного восприятия и мыследеятельности: подумал, увидел, услышал, ощутил и т.п. Почему: читатель и так «сидит» в голове данного перса. Читателю и так понятно, что это именно перс увидел или подумал ту или иную вещь. Употребление этих глаголов как бы отстраняет читателя, напоминает, что между ним и персом стоит автор и встревает со своими комментами. Поэтому такая точка зрения называется «фильтрованной» (пропущенной через голову автора). Вот например, какой из двух абзацев читается «живее» и естественнее? С глаголами чувственного восприятия:

Такой клинок королю под стать, подумал Зигфрид. Он протянул руку и погладил сталь. Она была на ощупь скользкая, лезвие неощутимое. Зигфрид почувствовал, как под кожей у него забегали мурашки.

Сравните с так называемой глубокой позицией, где автор молчит в тряпочку со своими ремарками, только передавая нам состояние перса:

Такой клинок королю под стать! Зигфрид протянул руку и погладил сталь. Скользкая, лезвие неощутимое. Под кожей у него забегали мурашки.

Вот еще пример:

Фильтрованная позиция: Виктор выглянул в окно и увидел, как в песочнице копошится девочка.

Глубокая позиция: Виктор выглянул в окно. В песочнице копошилась девочка.

Фильтрованная позиция: В воцарившейся тишине Таня услышала, как вдалеке о чем-то пел соловей.

Глубокая позиция: Воцарилась тишина — только вдалеке о чем-то пел соловей.

Наверное, нет смысла добавлять, что «глубокая позиция» гораздо живее фильтрованной и как бы переносит читателя в произведение, заставляет его сопереживать. То есть — все «подумал, увидел, ощутил» лучше опускать.

Ну, и коротенько об остальных возможных точках зрения, менее употребительных:

Третье лицо всеведущее (точка зрения всезнающего автора) в наше время разделяется на две категории: всезнающий автор объективный (или «рассказчик, заслуживающий доверия») и всезнающий автор субъективный (или «рассказчик, не заслуживающий доверия»).

Всезнающий автор объективный — это то, как в принципе написана вся классическая литература. Рассказчик, заслуживающий доверия (типа Диккенс или Достоевский), ЧЕСТНО сообщает читателю обо всех происходящих событиях. Он ничего не утаивает и не привирает. Такой автор прямым текстом дает свою оценку происходящему: что, по его мнению, хорошо и что плохо. Эта позиция придает произведению оттенок публицистики — кто, в конце концов, такие Диккенс или Достоевский, как не гениальные публицисты? Именно в этом сильная сторона позиции всезнающего объективного автора: читатель верит всему сказанному писателем, расслабляется и поддается его внушению.

Слабая сторона точки зрения всезнающего объективного автора заключается в том, что именно в этой позиции читатель наименее настроен думать самостоятельно и самостоятельно сопереживать героям. Как телезритель, он наблюдает за происходящим и ждет, чтобы автор ему объяснил на пальцах: вот этот — хороший, а этот — негодяй. Написать удачное произведение в технике объективного всезнающего автора немыслимо трудно, это действительно задача для гениев. Поэтому в наше время она применяется только в двух случаях:

Когда автор — действительно выдающийся и бесстрашный писатель, обладающий природным талантом рассказчика и публициста. Таких немного: всего 1-2% современной западной литературы написано в привычной для российского читателя позиции объективного всезнающего автора.

В некоторых жанрах, однако, традиционно часто используется точка зрения объективного всеведущего автора. Это прежде всего романс (женский роман о любви) и детская литература. В обоих случаях это делается как поправка на уровень аудитории: читательницы женских романов о любви, как правило, ищут предсказуемого, комфортабельного чтения, где добрый автор им все объяснит и подскажет. Детская же аудитория, как правило, в силу нехватки жизненного опыта пока не способна делать адекватные выводы самостоятельно.

Еще одна, крайне редко встречающаяся разновидность — это всезнающий автор субъективный, он же рассказчик, не заслуживающий доверия. В этой позиции, в общем-то, пишутся только басни, меннипеи и сатирические произведения. Такой автор, вроде бы предоставляя доверчивому читателю всю информацию о событиях, многое утаивает или искажает в расчете на то, что умный, самостоятельно мыслящий читатель выловит в тексте все «ключи» — намеки, бросающиеся в глаза ошибки и проч. — и сам всё додумает. Sapienti sat, короче. Россия, где владение эзоповым языком часто было необходимым элементом писательского мастерства, дала миру самое большое количество произведений, написанных в этой позиции.

От второго лица. Редко, но, если сделать с умом, очень красиво. «Вы входите в трамвай... навстречу вам поднимается красивая девушка...» Часто применяется в туристической литературе.

Третье лицо внешнее (Успенский так и называет эту точку зрения «внешней»). Также называется «бихевиористское повествование». При письме в данной позиции автор описывает только внешние признаки поведения героев. Все мысли и чувства остаются за кадром, неупомянутые. Читателю показывают картинку и предоставляют самому делать выводы: кто что почувствовал или подумал. Он улыбнулся, она опустилась на стул... своего рода кинофильм. Опять же, если применять с умом, дает сильный эффект.

Что еще почитать:
Б.А. Успенский. «Поэтика композиции». М., 1972; переизд. в книге: Б.А. Успенский. «Избранные труды». т. 1. М., 1994, 1996;
bw.keytown.com/mnauka.htm (часть о «Мастере и Маргарите» — вот сложнейший пример манипуляции точками зрения!)
www.amstud.msu.ru/full_text/text ... rova35.htm
infolio.asf.ru/Philos/Postmod/fokalizatsia.html (в других терминах о том же)
rinasolo.narod.ru/pushkin.html (Пушкин один из первых в мировой лит-ре применил ограниченную точку зрения!)
www.iek.edu.ru/publish/pult6.htm
Напоследок, как один из лучших примеров множественной ограниченной точки зрения (несколько фокальных персонажей), советую перечитать «Раковый корпус» Солженицына, именно наблюдая, как он это делает! Ас, настоящий ас.

Отсюда


© Источник: https://blog-house.pro/writersloft/post-14885/

Про все эти приемы знаю. Читала неоднократно. Внимательно. Но потому, что тупа, как валенок, ни хрена не понимаю, как правильно использовать. И что естественно, не умею верно применять на практике.
Еще одно "не" в моей райтерской биографии помимо пунктуационного кретинизма.

Nunziata, блог «Тихая гавань»

Репост

Публикация из блога «Место действия - Вавилон 5» (автор: Nunziata):

Отпуск

Размер: миди

Пейринг: Маркус Коул/Сьюзан Иванова, мелькают Деленн и Джон Шеридан

Категория: гет

Жанр: AU, кроссовер, приключения, ER

Рейтинг: PG-13

Краткое содержание: Слетать в отпуск на райскую планету - очень заманчивая идея...

Дисклеймер: Вселенная «Вавилона 5» принадлежит JMS, наше сердце принадлежит вселенной «Вавилона 5».

Примечание: кроссовер с циклом романов Э. Маккефри «Всадники Перна». Таймлайн «Всадников Перна» - до колонизации Перна. Таймлайн «Вавилона 5» - между 4 и 5 сезоном. Отсылки к фактам из книги К. Дреннан «Грезить в городе печалей». Маркус жив! Написано для fandom babylon-5 2017

Предупреждение: вольное обращение с матчастью и обоснуем, упоротый автор. Рояли из кустов.

 

Читать на фикбуке

© Источник: https://blog-house.pro/babylon-5/post-14817/

Nunziata, блог «Тихая гавань»

I will find you

Автор: Nunziata

Канон: Р. Сабатини, "Одиссея капитана Блада"

Пейринг/Персонажи: Питер Блад/Арабелла Бишоп

Категория: гет

Жанр: агнст, зарисовка

Рейтинг: PG

Исходники: видео: фильм "Одиссея капитана Блада" (1991) , также использованы фрагменты из фильмов: "Адмирал" (2015), "Хозяин Морей: На краю Земли" (2003), "Викинги" (2014), и сериалов: "Хорнблауэр" (1998-2003) , "Ястреб" (2011); аудио: "I will find you" (Clannad)

Размер/Продолжительность: 1,45 мин.; 37 Мб

Примечание: Вырвавшись из рабства, Питер Блад оказывается на Тортуге и далеко не сразу принимает решение стать пиратом. Он любит Арабеллу и в то же время осознает, что она потеряна для него. "Для меня всегда был только ты, Питер," - говорит Арабелла в конце книги. А пока - до их встречи еще должны пройти долгих три года...

клип сделан для ОК Капитанский Рупор и Морские Курочки 2016

 

Nunziata, блог «Тихая гавань»

И во все времена...

 

Канон: сериал "Министерство Времени"

Пейринг/Персонажи: Хулиан Мартинес/Амелия Фолк, Алонсо де Энтрерриос/Елена Кастильо, Сальвадор Марти, Ирене Ларра, Эрнесто Хименес, Лола Мендиета, Хесус Мендес «Пачино», а так же многие другие вымышленные и реально существовавшие персонажи

Категория: джен, немного гета

Жанр: фантастика, приключения, драма

Рейтинг: PG-13+

Исходники: видео - сериал "Министерство Времени"; аудио - Auracle Music Mark Petrie - Epic Legend

Продолжительность и вес: 2:10 мин.; 38,2 Мб

Предупреждение: насилие, смерть персонажей

Примечания: 1. Внезапнодрама. Автор сам не ожидал, что получится так не празднично((

2. Автор сожалеет, что не смог удалить из видео логотипы

3. Название - неполная строчка из "Баллады о Времени" В. Высоцкого

 

 

 

 

primavera, блог «На краю подсознания»

* * *

Вот уже который раз задаюсь вопросом почему так происходит? Выкладываю новую главу «карусели», а народ упорно читает «шоколад».

primavera, блог «На краю подсознания»

* * *

Я снова ввязалась в фестивали отзывов на Фикбуке.

Сегодня мне прилетело такое «чудо». Не смогла удержаться и прежде чем нажать на красную кнопку, решила сохранить себе на память.

 

В рамках фестиваля отзывов.

Я с первоисточником не знаком, поэтому попытался прочитать как оригинальное произведение, и... ничего не понял.

Я не хочу сказать, что вы плохо пишете (как раз наоборот), но из-за незнания первоисточника я не могу критично оценить данное произведения. Лица неизвестные, действия теряют логичность. Также у вас какая-то странная манера повествования (лично для меня). Так что мой отзыв можете считать как мнение незнающего человека.

Удачи вам, вдохновения и с Наступающим!

 

Такая незамутненность и святая наивность. Такая безбрежная наглость. Такая самоуверенность, что его отзыв останется жить.

 

 

primavera, блог «На краю подсознания»

Репост

Публикация из блога «Писательский чердак» (автор: Jean Sugui):

Стилистические ошибки

Памятка автору о наиболее рапространенных стилистических ошибках от издательства ЭКСМО

Тавтология

В доме бывала домработница, которая поддерживала порядок внутри дома.

Незнакомец был смугл и черноволос. На нем был темный плащ.

Речевая избыточность

Местные аборигены радостно встречали гостей.

Речевая недостаточность

Так происходит в США примерно в 90%.

скрытый текстКанцеляризмы

На собрании Волшебного совета первым был заслушан Орел.

Неверное словоупотребление

Два больших, отороченных густыми ресницами глаза.

Независимый деепричастный оборот

Имея предложение из Франции, вам будет легче оценить ситуацию.

Неправильное согласование

— местоимений

...собственники домашних оленей или их представители.

— «которых»

Принимайте на работу людей с жизненными позициями, которые идут в ногу с вашей корпоративной культурой.

— причастных оборотов

На ладони девушки, безжизненно свисавшей почти до земли.

— прочих синтаксических конструкций

Эльфы рассказывают не только собственные легенды, но и поют прекрасные песни.

Несогласование глагольных времен

Эта картина рассказывает историю о Джилл Янг, которая стала заботиться о детеныше гориллы после того, как ее отца, американского исследователя, убивают в Африке браконьеры.


© Источник: https://blog-house.pro/writersloft/stilisticheskie-oshibki/

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)