Что почитать: свежие записи из разных блогов

Шано, блог «Транспорт и связь»

* * *

14.09.2011 в 21:09
Пишет [J]piulya[/J]:

сегодня узнала, что бывают лошади в горошек)
Порода - аппалуза. Популярная в США. Считается, что она произошла от диких мустангов Северной Америки, которые, в свою очередь, произошли от лошадей испанских первооткрывателей.

скрытый текст[MORE=читать дальше]






[/MORE]

URL записи

Шано, блог «Архив Шано»

* * *

Оригинал взят у в Солонки — это вам не фунт изюма

скрытый текст
«…наибольшее удовольствие в жизни не может
существовать без соли. Это вещество так
необходимо человеческому роду, что даже
духовные удовольствия не могут быть лучше
выражены, чем словом «соль» — Все наслаждения
жизни, вся острота и радость, свобода и
красота существования не могут найти слова
в нашем языке, которое характеризовало
бы их лучше, чем это».


Гомер





Открытие соли и начало ее употребления было эпохой такого же значения, как знакомство человека с земледелием. Почти одновременно с добычей соли люди научились собирать зерна, засеивать участки земли и собирать первый урожай...

[MORE=читать дальше]
Раскопки показали, что древние соляные копи существовали в славянских городах Галицкой земли и в Армении. Здесь в старых штольнях сохранились до наших дней не только каменные молотки, топоры и другие орудия, но и деревянные крепи шахт и даже кожаные мешки, в которых 4—5 тысяч лет назад переносили соль. Все это было пропитано солью и поэтому могло сохраниться до наших дней...

До изобретения холодильника человечество только и было занято тем, что пыталось сохранить продукты. Молоко перевозили в бурдюках и усушивали до кусков плотности камня, виноградный сок вываривали до клейких пластин, а все, что скукоживалось на солнце, сушили.

Ради соли кельты осваивали новые территории, создавая соляные копи везде, где позволяла природа: в Германии, Австрии, на севере Испании и в Галиции на юге Польши. В австрийских соляных шахтах до сих пор находят останки кельтских рудокопов, одетых в пестрые цветные одежды и колпаки.

Вся кельтская экономика строилась на соли, которую они научились сплавлять по большинству европейских рек. Римляне звали кельтов галлами – от слова, восходящего к греческому hal, то есть «соль».


Еще в античном мире древние греки и римляне крайне высоко ценили соль. Римлянин Соллюстий писал о соли, что это вещество может заменить любую пищу, кроме хлеба, а Платон говорил, что соль любима богами.

В библейском предании о гибели городов Содом и Гоморра, наказанных за грехи жителей, говорится о том, что бог хотел спасти праведника Лота с женой. Бог приказал им выйти из города и идти не оглядываясь, но жена Лота оглянулась, и в наказание была превращена в соляной столб. Своим непослушанием она нарушила указание бога и была превращена не в простой столб, а в соляной, потому что уже в эти времена соль была одним из символов проклятья.

С очень древнего времени отношение к соли развивалось в двух направлениях: «священная» соль — символ вечности, чистоты, непорочности, постоянства и «проклятая» соль — символ зла, беды, несчастья. С одной стороны, соль очищала своей святостью, а с другой — оскверняла своим магическим свойством.

В библейских описаниях различных религиозных культов и обрядов придается огромное значение соли как символу верности, носителю святости и магически очищающему средству. Соль приобрела символический смысл союза между богами и народом. Общая трапеза, приправленная солью, знаменовала нерушимый договор и союз верности между людьми. Если человек ел с кем-нибудь соль, то он связывал себя с ним навеки. У древних евреев самые нерушимые и священные обязательства назывались «заветом соли».

Древние тевтоны, когда произносили клятву, опускали палец в сосуд с солью. Арабские и тюркские племена заключали договоры над сосудом, в котором лежала соль, и заедали клятву щепоткой соли.
В Эфиопии соль и по сей день считается символом дружбы. При встрече двух друзей они вынимают из карманов по куску соли и дают полизать друг другу. Отказаться от этого — принести своему другу очень сильное оскорбление и потерять его навсегда.

У молдуков клятва верности и дружбы произносилась над соленой водой. В Древнем Риме соль подносили в подарок каждому гостю в знак дружбы. Отношение к соли наиболее сильно выражено в табу на соль, так называемых запретах. Табу были двоякого рода. С одной стороны табу выражает святость предмета, к которому нельзя прикасаться, чтобы не осквернить любого, кто прикоснется к нему.

В различных странах табу на соль вызывалось отношением к соли как к магически чистому и священному предмету, который люди могут осквернить своим прикосновением. Индейцы в Калифорнии не ели соль при сборе первых плодов и после торжественных праздников, во время которых происходит общение с богами.

Целители-колдуны и жрецы у некоторых племен Южной Америки не ели соль в течение всей жизни. А у народов Центральной Африки запрещено есть соль во время походов и переездов. В те далекие древние времена и нечистота и святость имели одну и ту же таинственную силу. Эта сила сама по себе была недоброй и не злой, но в силу обстоятельств могла стать губительной и благодатной и во многом была связана с солью.

Вера в магическое действие соли была настолько сильной, что среди многих на родов соль стала служить талисманом во всех случаях жизни. Соль предохраняла человека, его жилье, домашних животных от колдовства, нечистой силы, «дурного» глаза. Священную в церкви соль воины брали в дорогу для предохранения от встречи с колдунами и ведьмами.

В легенде о Тиле Уленшпигеле говорится: «В ночь оборотней, когда все грешные души выходят из ада, надо три раза левой рукой перекреститься и сказать: «Соль! Соль! Соль!» Это знак бессмертия и никакая нечистая сила тебя не тронет».

В дни Великого поста соль считалась сильным средством против дьявола и та лисманом против приколдованных болезней. Отсюда и произошел древний тирольский обычай посыпать солью великопостные крендели.

Кристалл соли, выросший из соленого раствора, всегда считается священным. Он висел как талисман в доме старой Европы. Чтобы предохранить себя от колдовства, неожиданной смерти, «дурного глаза» нужно было есть из него каждый день по крупинке, а если кто-то из близких родственников куда-то уезжал, то непременно с собой в дорогу брал небольшой кусочек соли.


Соль стала очень рано одной из самых важных единиц обмена. Еще в Древнем Риме войско оплачивалось солью. «Солью» называлась оплата римских воинов, и от этого произошло название мелкой мо неты в Италии — «сольди», во Франции «солид» и французское слово «салер» — жалование, и кто знает, может быть, отсюда и произошло слово «солдат».

Соляные копи вблизи города Галль-штадта были самыми древними и большими в Германии. Соль по-древнегречески называлась «галль», откуда идет название немецкой монеты — галлер или геллер, который раньше делали из соли. Было время, когда и на Руси княжеским дружинам платили солью, а в царской России соль входила в состав жалованья. На протяжении многих веков в разных государствах, где соли было мало, она ценилась очень высоко.

В Древней Руси солеварение было одним из самых ранних промыслов. Наши предки не могли объяснить происхождение соли. Они видели, как на берегах соляных озер, под влиянием солнца оседает соль. Им казалось, что соль происходит из солнца и воды, но в воде она снова исчезает. Это нашло выражение в народных загадках: «Водой и солнцем родилась», в огне крестилась, людей услаждает, в воде умирает», или: «Из воды родится, на огне вырастает, с матерью (водой) свидится — опять умирает».

Нам, привыкшим к консервированным продуктам и холодильникам, трудно оценить всю важность соли для наших предков. Однако консервирование придумали в XIX в., а холодильники появились только в прошлом столетии. До этого, чтобы сохранить продукты на зиму, или для длительной перевозки, их требовалось солить, причем иногда довольно густо. Трудно себе представить, сколько соленой рыбы, мяса и овощей съедали наши предки! Но еще труднее вообразить, сколь высока была ценность соли: она являлась одной из главных экономических и политических забот любого правительства.


Не будет значительным преувеличением сказать, что соль в тогдашнем мире играла примерно ту же самую роль, что сегодня исполняет нефть. За нее дрались, ее запасали, ею хвастались, она была эквивалентом богатства и гарантией суверенитета.






























































































[/MORE]




От Шано: в этом посте меня что-то напрягает эпиграф...

Шано, блог «Архив Шано»

* * *

Оригинал взят у в ".Немирных чукчей искоренить вовсе.."
Как бы ни хотелось верить в миф советской исторической науки о чуть ли не добровольном присоединении сибирских народов к России, он имеет мало общего с реальными историческими фактами. В ходе присоединения Сибири преобладало все же не "мирное" и "добровольное вхождение", а открытое завоевание, сопровождавшееся вооруженной борьбой русских с сибирскими "инородцами".
При этом отчетливо видно, что степень сопротивления и ожесточенности аборигенов повышалась с запада на восток, обратно пропорционально уровню их социально-экономического развития. И наиболее бескомпромиссную борьбу с русскими вели как раз самые "дикие" племена — чукчи. Подчинение этих племен, растянувшееся со второй половины XVII века до второй половины XVIII, представляет собой одну из самых трагических и кровавых страниц истории колонизации Сибири. Коряков и ительменов, в конечном счете, удалось объясачить и привести в покорность. Чукчей же подчинить так и не удалось.

скрытый текст[MORE=читать дальше]С чукчами русские познакомились еще в середине XVII века в низовьях рек Колымы и Анадыря. Первые же встречи ознаменовались вооруженными столкновениями. И в последующем отношения с чукчами были исключительно враждебными, поскольку они не только отказывались идти в подданство и платить ясак, но и вели против русских активные боевые действия.

К началу XVIII века численность чукчей составляла 8–9 тысяч человек (1). Казачьи отписки делили обитателей чукотского полуострова на "оленных", "сидячих" и "пеших". (Под последними, правда, скорее всего, подразумевались сибирские эскимосы.) Занимаясь охотой, оленеводством и морским промыслом, чукчи не вышли еще из каменного века. Деревянные, каменные и костяные орудия только в XVIII веке у них стали заменяться железными, добытыми торговлей или грабежом у соседей-инородцев или русских. Архаизм хозяйства дополнялся неразвитостью общественных отношений.

Казак Борис Кузнецкий, живший с 1754 по 1756 год в плену у чукчей, сообщал в своих "Показаниях о чукотской земле": "Предписанные чукчи главного командира над собою не имеют, а живет всякой лутчей мужик со своими родниками собою и тех лутчих мужиков яко старшин признавают и почитают по тому только одному случаю, кто более имеет у себя оленей, но и их вменяют ни во что, для того ежели хотя за малое что осердятся, то и убить их до смерти готовы" (2).

Судя по казачьим донесениям, чукчи в начале XVIII века со своего полуострова стали продвигаться к низовьям Колымы, обоим Анюям и Анадырю, вытесняя из этого района юкагиров и составив реальную конкуренцию русской власти. Особого внимания, однако, до поры до времени ни сибирские, ни тем паче центральные власти к "чукотской проблеме" не проявляли. Ситуация принципиально стала меняться только в 1720-х годах.

В 1722 году якутский воевода М. Измайлов, а вслед за ним и сибирский губернатор А. Черкасский, сообщили в сенат о том, что якутские казаки "находят на восточных и северных морях и около Камчатской земли многие острова, иные пустые, а другие многолюдные", и что имеются еще в прилегающих к российским владениям землях ("в Анадырском и других носах") "непокоренные под российскую державу иноземцы".

В 1725 году в Кабинет поступило доношение от якутского казачьего головы Афанасия Ивановича Шестакова, который предлагал организовать экспедицию для открытия новых земель и покорения инородцев. На следующий год в Петербург прибыл и сам Шестаков. При поддержке обер-секретаря сената И. К. Кириллова казачий голова сумел убедить сенаторов. 18 января 1727 года сенат утвердил свое "мнение", первый же пункт которого гласил: "Изменников иноземцев и которые народы сысканы и прилегли к Сибирской стороне, а не под чьею властию, тех под российское владение покорять и в ясачный платеж вводить".

Последующие указы Верховного тайного совета и сената (23 марта и 3 мая 1727 года), повторив в целом сенатское "мнение", предписывали создать особую экспедицию, опорной базой которой стал в последующем Анадырский острог. Численность экспедиционной партии определялась в 400 человек солдат и казаков, а район ее действия — охотское побережье, Чукотка и Камчатка. Во главе был поставлен Шестаков, а начальником военной команды определен капитан Тобольского драгунского полка Дмитрий Иванович Павлуцкий.

Активизация русского продвижения на восток вызывалась соображениями "масштабного" характера. Они четко сформулированы в сенатском "мнении": "…а ко обладанию таких народов и земель следующие притчины: 1. Что те земли прилегли к российскому владению и не подвластные…;2. Для прибыли государственной, понеже в тех местех соболь и протчей зверь родитца…;3. Для познания по восточному морю морского ходу, от которого может впредь воспоследовать комерция с Японною или Китайскою Кореею…;4. Наипаче для предбудущей заимки, пока нихто других земель, а особливо от китайской стороны, яко Сибирью пограничной, в те новосысканные земли не ступили…" (3)

Наступление на Чукотку лежало в русле общего хода русского продвижения на восток. Первая половина XVIII века отмечена целой серией морских экспедиций в северной части Тихого океана (И. Козыревского, И. Евреинова и Ф. Лужина, И. Федорова и М. Гвоздева, первая и вторая камчатские экспедиции). Все они имели сугубо практическую цель — поиск путей в Америку и Японию для установления торговых отношений. Иначе говоря, Россия со времен Петра I стремилась "оседлать" торговые коммуникации в северной части Тихого океана (точно так же, как на Балтике и Каспии).

Естественно, что, стремясь в Америку, русские не могли оставить у себя в тылу непокоренные земли (Чукотку и Камчатку с прилегающим побережьем). К тому же Чукотка была прекрасным плацдармом для проникновения на Большую землю, лежавшую за Чукотским носом. (4)

Начало экспедиции, которая стала именоваться Анадырской партией, оказалось весьма неудачным. Своенравный и склонный к самоуправству Шестаков поругался с Павлуцким, который, будучи офицером регулярной армии, не желал подчиняться казачьему голове. Всю дорогу от Тобольска до Якутска они выясняли между собой отношения, дело доходило даже до драк. Прибыв летом 1728 года в Якутск, Шестаков и Павлуцкий разругались окончательно и, несмотря на указы, стали действовать каждый самостоятельно.

Павлуцкий с большей частью команды 3 сентября 1729 года прибыл в Анадырский острог, откуда в 1730 и 1731 годах совершил два похода на Чукотский полуостров. Оба похода, хотя и сопровождались разгромом чукотских ополчений, желаемого результата не дали: чукчи не смирились, и идти в русское подданство не желали. А в 1733 году в отместку сами совершили набег под Анадырск, угнав казенное стадо оленей.

Действия Шестакова, который в середине 1729 года отправился в Охотск, а оттуда к Тауйскому острогу, закончились трагедией. Шестаков намеревался покорить немирных коряков, обитавших в северной части Охотского побережья, а затем сухим путем двинуться к Анадырску. Но 14 марта 1730 года отряд Шестакова (20 казаков и 113 ясачных якутов, тунгусов и коряков) был наголову разбит двумя тысячами чукчей на реке Егаче. В жарком бою погибли 10 казаков и 18 ясачных, остальные разбежались. Сам казачий голова был тяжело ранен стрелой в горло, а затем убит.

Разгром Шестакова резко ослабил русские позиции на севере Охотского побережья и Камчатке. Активизировались немирные (неясачные) коряки, а ясачные стали выходить из повиновения и в сентябре 1730 года подняли восстание, осадив Ямской острог. Летом 1731 года на борьбу с русскими поднялись ительмены, которым удалось захватить Нижнекамчатский острог. Активные действия против чукчей были приостановлены, и на "чукотском фронте" установилось затишье.

В деле присоединения новых земель правительство по традиции, идущей из XVII века, делало ставку на мирные средства. В своих указах 1727 и 1731 годов оно рекомендовало инородцев "уговаривать в подданство добровольно и ласкою". Оружие разрешалось применять только в крайнем случае, когда инородцы оказывали вооруженное сопротивление. Однако действия конкретных исполнителей, как и раньше, диаметрально расходились с официальными правительственными установками.

Походы на Чукотку в 1730–1740-х годах имели чисто карательный характер. Рапорты Павлуцкого не оставляют сомнения в том, что он действовал исключительно методом подавления и устрашения. Отказ от принятия русского подданства неизбежно вел к физическому уничтожению мужчин, пленению женщин и детей. Вот отрывки из описания похода 1731 года: "И 9 маия дошед до первой сидячих около того моря чюкоч юрты, в коей бывших чюкоч побили… Усмотрели от того места в недальнем разстоянии… сидячих одна юрта и бывших в ней чюкоч побили… И дошед до их чюкоцкого острожку… и в том остроге было юрт до осьми, кои разорили и сожгли" (5). В одной из "сказок" 1736 года анадырские казаки, описывая действия Павлуцкого во время этого похода, откровенно сообщали: "Чукоч, не призывая в подданство, побил до смерти" (6) (курсив мой — А.З.). Очень часто чукчи, оказавшись в безвыходном положении, целыми семьями кончали жизнь самоубийством, не желая подчиняться посланцам "белого царя".

Наиболее откровенно "тактику войны" продемонстрировал казачий сотник Шипицын, исполнявший с 1732 года обязанности командира Анадырского острога. Летом 1740 года он с отрядом в 80 казаков отправился вниз по Анадырю для сбора ясака с "речных" чукчей. В урочище Чекаево русский отряд встретился с крупными силами чукчей. Не рискуя вступить с ними в открытый бой, Шипицын заманил в свой лагерь под предлогом мирных переговоров 12 чукотских тоенов (7) перерезал их. После такого вероломства русские атаковали чукчей, которые, увидев гибель своих старшин, в панике разбежались. Эта "военная хитрость" Шипицына на долгие годы подорвала веру чукчей в мирные намерения русских.

Любопытно заметить, что правительство не применяло никаких санкций к нарушителям своей "миролюбивой" политики. Оно ограничивалось лишь формальным напоминанием о необходимости действовать в отношении инородцев "ласкою, а не жесточью". Но и этот принцип в начале 1740-х годов был отброшен.

4 июня и 6 июля 1740 года указами кабинета министров и сената предписывалось Анадырской партии "итти на немирных чюкч военною рукою и всеми силами стараться не только верноподданных Е. И. В. коряк обидимое возвратить и отомстить, но и их чукоч самих в конец разорить и в подданство Е. И. В. привесть." (курсив мой — А.З.). 18 февраля 1742 года по предложению иркутского вице-губернатора Л. Ланга сенат издал указ, который гласил: "на оных немирных чюкч военною оружейною рукою наступить, искоренить вовсе, точию которыя из них пойдут в подданство Е. И. В., оных, также жен их и детей, взять в плен и из их жилищ вывесть и впредь для безопасности распределить в Якуцком ведомстве по разным острогам и местам между живущих верноподданных" (8) (курсив мой — А.З.).

Осуществление всех этих замыслов вновь поручалось Павлуцкому, который еще в 1733 году был произведен в майоры, а к 1742 году уже исполнял обязанности якутского воеводы. Прибыв 7 ноября 1743 года в Анадырск, Павлуцкий энергично взялся исполнить правительственные распоряжения. В 1744–1746 годах он с командой в 400–650 солдат, казаков и ясачных юкагиров и коряков совершил три похода на Чукотский полуостров. Но, как и ранее, походы не дали ощутимых результатов. К тому же на этот раз чукчи не рисковали вступать в открытое сражение с русскими, а предпочитали скрываться от них в бескрайних просторах тундры или на близлежащих морских островах. Те, кто не успевал скрыться, оказывали отчаянное сопротивление.

15 января 1747 года сенат своим указом вновь потребовал, чтобы с чукчами поступали "военною оружейною рукою". Но год этот для русских оказался весьма неудачным. 12 марта чукчи напали на коряков, кочевавших недалеко от Анадырска, и угнали у них олений табун, в котором были и олени, принадлежавшие Анадырскому гарнизону. Павлуцкий с отрядом в 97 человек (в том числе 35 коряков) бросился в погоню. Обнаружив 14 марта у устья реки Орловой чукчей (до 500 человек), Павлуцкий атаковал их, но потерпел поражение. Очевидцы рассказывали, что чукотские воины после первого же оружейного залпа, произведенного русскими, стремительно бросились в атаку, не дав казакам перезарядить ружья.

Завязалась рукопашная схватка: "пошли неприятели чукчи на копьях, также и они насупротив их, неприятелей чюкоч, пошли на копьях же и бились с ними не малое время". Отбиваясь от наседавших чукчей, неся большие потери, русские и коряки укрылись в коряцком острожке, сделанном из возовых санок. От поголовного уничтожения осажденных спас подход подкрепления из Анадырска, завидев который чукчи поспешно ушли "на побег". Но разгром отряда Павлуцкого был полный. В сражении погибли сам майор Павлуцкий, 40 казаков и 11 коряков; 13 казаков и 15 коряков были ранены. К тому же чукчам удалось захватить оружие, боеприпасы и снаряжение отряда Павлуцкого, в том числе одну железную пушку и знамя.

Разгром и гибель Павлуцкого произвели ошеломляющее впечатление на русские власти. Сенат и Сибирский приказ спешно приняли решение о переброске в Анадырск дополнительных военных сил.

Тактика остается неизменной: "всех безо всякого милосердия побить и вовсе искоренить" (9). Но энергия уже не та, что при Павлуцком. С 1748 по 1755 год Анадырская партия провела всего три похода на чукчей, не углубляясь на Чукотский полуостров, а ограничиваясь нижним течением Анадыря. Сами чукчи, избегая столкновений с крупными русскими отрядами, продолжали творить грабительские набеги на юкагиров и коряков, побивая при этом встречающиеся им небольшие партии русских промысловиков (охотников и рыболовов). В марте 1754 года они даже подходили к Анадырску, но в бой с высланным против них отрядом не вступили и скрылись от погони.

К середине 1750-х годов стала очевидной бесперспективность затянувшейся войны с чукчами. Первым шагом к пересмотру "чукотской политики" стала инструкция, данная очередному командиру Анадырской партии Ивану Шмалеву. Прибыв в Анадырск, Шмалев дважды, в 1755 и 1756 годах вступал с чукчами в мирные переговоры. В 1756 году в Анадырск приезжал даже один из чукотских тоенов Менигытьев, который согласился со своим стойбищем вступить в российское подданство.

Кардинальный поворот в "чукотской политике" от войны к миру связан с именами сибирского губернатора Федора Ивановича Соймонова и назначенного в 1760 году анадырского командира подполковника Фридриха Христиановича Плениснера. Первый в донесении в сенат от 7 ноября 1760 года настаивал на том, "что надлежит отныне с теми чукоцкими и протчих разных и многих родов иноверцами бунтовщиками при склонении оных в российское подданство к платежам ясаков не столько военною и оружейною рукою поступать, сколько ласою, благодеянием и добрым с ними обхождением". Плениснер же, прибыв в январе 1763 года в Анадырск и освоившись с "местными обстоятельствами", вообще предложил ликвидировать Анадырскую партию и снести Анадырский острог. Его горячо поддержал Соймонов. Оба апеллировали к тому, что на Анадырскую партию затрачены огромные финансовые и материальные средства, тогда как отдача от деятельности партии фактически равна нулю (10).

Сенат согласился с закрытием Анадырской партии, признав, что она "бесполезна" и "народу тягостна". В сенатском докладе Екатерине II говорилось: "В разсуждении лехкомысленного и зверского их (аборигенов — А.З.) состояния, також и крайней неспособности положения мест, где они жительство имеют, никакой России надобности и пользы нет и в подданство их приводить нужды не было" (11). Тем самым вся предшествующая русская политика на Чукотке признавалась бессмысленной.

4 мая 1764 года появился императорский указ о закрытии Анадырской партии и ликвидации Анадырского острога. В 1765 году из Анадырска начался вывод солдат, казаков и гражданского населения (в Гижигинскую и Нижнеколымскую крепости). Он продолжался до 1771 года, когда крепостные укрепления Анадырска были разрушены. Форпост русской власти на северо-востоке Сибири, основанный еще в 1649 году Семеном Дежневым, перестал существовать. Ликвидация Анадырской партии не только свидетельствовала о прекращении боевых действий против чукчей, но и означала фактическое поражение России. Мощная в военном отношении держава, побеждавшая в то время Турцию, Швецию и Пруссию, не смогла сломить сопротивление маленького и "дикого" народа.

Отрицание военных методов не означало, однако, полного отказа российского правительства от подчинения Чукотки. Но цель уже пытались достигнуть исключительно мирным путем. 26 января 1776 года Екатерина II указала: приложить все усилия для принятия чукчей в подданство России. В марте 1778 года благодаря стараниям командира Гижигинской крепости капитана Тимофея Ивановича Шмалева и сибирского дворянина крещеного чукчи Николая Дауркина с "главным" чукотским тоеном Омулятом Хергынтовым был заключен договор о принятии чукчами русского подданства.

Договор этот, однако, фактически не имел никакой силы, поскольку распространялся только на те стойбища, которые признавали авторитет Омулята (и до тех пор, пока признавали). После 1778 года местные сибирские власти еще неоднократно будут рапортовать в Петербург о том, что то или иное чукотское стойбище приняло подданство, но до реально подчинения было очень далеко. Даже в середине XIX века в Своде законов Российской империи чукчи относились к народам, "не вполне покоренным", которые "платят ясак, количеством и качеством какой сами пожелают". В. Г. Богораз, наблюдавший жизнь приморских чукчей в конце XIX века, замечал, что они находятся вне всякой сферы русского влияния (12).

Зуев А. С.

Примечания:
1. Небольшая группа чукчей обитала также между реками Колымой и Алазеей. Но в начале XVIII в. они ушли оттуда, по одной версии на восток (на Чукотку), по другой — на запад (к Енисею).
2. Колониальная политика царизма на Камчатке и Чукотке в XVIII в. Л., 1935. С. 181.
3. РГАДА. Ф. 248. Оп. 12. Кн. 666. Л. 6 об. — 7 об.
4. Окунь С. Б. Очерки по истории колониальной политики царизма в Камчатском крае. Л., 1935. С. 67–68.
5. Колониальная политика… С. 158–160
6. РГАДА Ф. 199. Оп. 2. № 539. Ч.1. Д. 6. Л. 79.
7. Тоенами у чукчей русские по аналогии с якутами называли "лучших мужиков". В данном случае это, скорее всего, предводители военных отрядов.
8. Колониальная политика… С. 12, 91, 160, 162–163.
9. РГАДА. Ф. 199. Оп. 1. Д. 17. Ч. 9. Л. 610; Колониальная политика… С. 94–96.
10. РГАДА Ф. 199. Оп. 2. № 439. Ч. 2. Д. 4. Л. 1–36 об.; Д. 6 Л. 15 об. — 18, 33–36.
11. Там же. № 528. Ч. 2. Д. 4. Л. 37–45 об.
12. Богораз В. Г. Чукчи. Л., 1934 Ч. 1. С. 76.

***
В продолжение темы...

Военное дело чукчей.
<>

Героическому чукотскому народу посвящается.

Настоящее издание рассматривает различные стороны военного дела чукчей на всем протяжении известной нам по письменным и другим источникам эпохи начиная со второй половины XVII в., когда чукчи впервые столкнулись с сибирскими казаками, и вплоть до начала XX в., когда еще происходили столкновения на почве кровной мести. Привлекаются сведения о соседних народах, азиатских и американских эскимосах, коряках и русских, что позволяет
лучше раскрыть особенности военного дела чукчей. Книга является первым в историографии трудом, посвященным военному делу чукчей. Она будет полезна не только специалистам-этнографам, но и самому широкому кругу читателей, интересующихся военным делом.

Название: Военное дело чукчей
Автор: Нефёдкин А. К.
Год: 2003
Страниц: 352
Формат: PDF
Размер: 3,14 Мб
Качество: OCR
Язык: русский

От автора: Чукчи в нашем сознании ассоциируются с героями бытового фольклора, однако практически никто не знает, что этот мужественный народ почти полтора века отстаивал свою независимость и разбивал российские колониальные войска. Впрочем, в данной книге речь пойдет не о военной истории, основные вехи которой заинтересованный читатель найдет в хронологической таблице, а о военном деле. Признаюсь, что я не чукчевед и не северовед, и даже не этнограф, а военный историк или, точнее, полемолог. Я исследую войну во всей совокупности ее факторов, и это весьма помогает мне в работе. Данная монография — это, по существу, первая в историографии книга, специально посвященная военному делу чукчей. До сего времени, насколько мне известно, имелось лишь несколько статей о военном деле этносов северо-востока Сибири. Настоящая работа ни в коей мере не претендует на полноту охвата материала заявленной темы, акцент в ней делается на описании различных сторон военного дела, а не на анализе его. Книга должна послужить основой, базой для дальнейшего изучения военного дела как чукчей, так и других народов Северо-Восточной Сибири.

Источник                 http://wordweb.ru/2008/07/05/nemirnykh-chukchejj-iskorenit-vovse.html

[/MORE]

Шано, блог «Лондон и вокруг него»

* * *

Оригинал взят у в Погуляем по Англии.

Вестминстерский дворец - здание на берегу Темзы в лондонском районе Вестминстер. Здесь проходят заседания Британского парламента: палаты лордов и палаты общин. . Первоначально (до 1529 г.) служил столичной резиденцией английских королей. После пожара 1834 года дворец был выстроен заново по неоготическому проекту. От средневекового дворца уцелели Вестминстерский зал приёмов (1097 г.) и башня Драгоценностей (построена для хранения казны Эдуарда III). Во дворце 1200 помещений, 100 лестниц и более километра коридоров. Из дворцовых башен наиболее знаменита часовая - Биг Бен.
Биг-Бен - колокольная башня в Лондоне, часть архитектурного комплекса Вестминстерского дворца. Официальное наименование - «Часовая башня Вестминстерского дворца», также её называют «Башней Святого Стефана». Собственно «Биг-Бен» - само здание и часы вместе с колоколом. Башня была возведена в 1858 году, а башенные часы были пущены в ход 21 мая 1859 года. Высота башни 61 метр (не считая шпиля); часы располагаются на высоте 55 м от земли. При диаметре циферблата в 7 метров и длиной стрелок в 2, 7 и 4, 2 метра, часы долгое время считались самыми большими в мире. В основании каждого из четырёх циферблатов располагается латинская надпись «Domine salvam fac Reginam nostram Victoriam Primam» (в переводе с латинского «Боже, храни нашу королеву Викторию»). Биг-Бен является одним из самых узнаваемых символов Великобритании, часто используемым в рекламе, фильмах и т. п.


скрытый текст[MORE=читать дальше]

2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.

[/MORE]
по ссылке можно полюбоваться еще на дворец герцога Девонширского, но я не стала его сюда вставлять, бо слишком много картинок

Шано, блог «Архив Шано»

* * *

Оригинал взят у в Занимательное языкознание

Общеизвестно, что военные события 1812-1814 годов не только французский язык обогатили словом "бистро", но и, в свою очередь, русский - словами "шаромыжник" и "лебезить" (последнее, кстати, вполне могло появиться и в наших восточнопрусских краях). Так вот, оказывается - не всё мы ещё знаем по этой теме. Читая на досуге переизданные тщанием "Записки о походе в Венгрию в 1849 году М.Д. Лихутина", обнаружил там такое:

Разница, в общем, понятна: в отличие от двух вышеприведённых примеров, выражение, вроде, не прижилось. Хотя - как смотреть: выражение "пошуршать" имеет какой-то двусмысленный оттенок, согласитесь...

Kel Tamasheq, блог «Жители Сахары»

Все свое везу с собой!

Это шикарно, я считаю))) особенно зонтик! Но вот ослам не завидую — у одного, по ходу, уже ноги подгибаются.

© Laurent elie badessi, Ethnik 1987--1988

 

Калиста, блог «Ежедневник»

Продаю дом

Если вы мечтаете переехать на юг Ростовской области, то возможно вам будет интересно https://multilisting.su/payment_plans/13399376/mark_advertisement

Дом свой, документы все в порядке. Находится в центре станицы Мечетинская - тихая приличная улица, нормальные непьющие соседи. Рядом администрация, Дом Культуры (где на каждый самый небольшой праздник дают бесплатные концерты силами местных детских кружков и окрестных казацких хоров - звукоизоляция хорошая, шума не слышно), магазины, рынок (работает по выходным с 7 до 12, имеется полный штат уборщиц, так что там всегда чисто). В 5 минутах ходьбы магазины, аптека, "Пятёрочка". Школа, почта и детсад - 10-15 минут пешком.

Асфальт в 20м. от калитки, дорога по улице засыпана щебёнкой, отличный подъезд круглый год.

Место отличное. Регулярные автобусные рейсы в Зерноград и Ростов.

Кто заинтересовался - пишите, отвечу на вопросы.

 

Сольвейг, блог «Keep It Simple»

Мой кот немного собака

Игрался с метёлочкой, случайно уронил её внутрь дивана. Не вопрос, сам спрыгнул, нырнул под диван и спустя пару секунд выплыл наружу стройной кавалерийской рысью. Конечно же, с метёлкой в зубах.

 

Вчера скучал у двери. Подумал о чём-то на своём мяучьем, потянулся. Подошёл к своим игрушкам, схватил в зубы любимую метёлочку и на диван к маме хозяйке. И такой, типа, "На, играй со мной".

 

В общем, презабавный котей. Зря говорят, что рэгдоллы не активны.

Шано, блог «Архив Шано»

* * *

Оригинал взят у в в Греции все есть

1

 

Фундамент дома (Фракия). Амфоры были засыпаны землей. Зимой они конденсировали влагу, а летом постепенно ее отдавали. Фактически - разновидность кондиционера.

Шано, блог «Ономастикон»

* * *

Оригинал взят у в Топонимическая комиссия Беларуси предлагает употреблять букву «Ё» в географических названиях

     ...на русском языке.       На состоявшемся расширенном заседании Топонимической комиссии при Совете министров обсуждалась проблематика стандартизации названий географических объектов страны и мира. Речь шла о спорных моментах при передаче топонимов с одного языка на другой, написании названий географических объектов мира, о проблеме терминов и понятий в процессе стандартизации и наименованиях новых географических объектов.       Комиссия отметила, что замена буквы «Ё» буквой «Е» вызывает трудности при передаче топонимов на белорусский язык, что влечет за собой ряд авторских неточностей и как следствие возникают разночтения в существующих названиях, которые можно встретить в различных информационных источниках. Поэтому предложение писать букву «Ё» в названиях географических объектов на русском языке было поддержано членами Топонимической комиссии единогласно.

Отсюда. Слово "влечет" в заметке написано без точек :-)


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)