Свежие записи из блогов opheliozz

opheliozz, блог «читательский дневник»

* * *

В любой религии для привлечения внимания общественности случаются чудеса, и в первые годы Асатру может похвастать по крайней мере одним примечательным и странным событием, которое можно было бы классифицировать как «чудо».
скрытый текстОднажды летом 1972 года, когда Свейнбьёртн и его партнеры, участвовавшие в переговорах с правительством о создании Асатру, покидали офис Министерства юстиции (на которое возложены также и религиозные дела), в небе сверкнула мощная молния, ударила по электростанции в столице и погрузила большую часть Рейкьявика в темноту. Грозы в Исландии почти неизвестны, несмотря на то что другие виды неблагоприятных погодных явлений там встречаются часто, в том числе различные комбинации ледяных, снежных, дождевых и штормовых ветров.
Некоторые из моих информаторов радостно истолковывали эту грозу как божественное вмешательство со стороны бога грома Тора, который весьма недвусмысленно выразил свое глубокое неудовольствие длительным отказом правительства признать Асатру. Согласно этой легенде, после такой демонстрации силы древних богов правительство внезапно изменило свое мнение и вскоре решило официально признать Асатру.
Никто из членов сообщества, с которыми я говорил об этой необычной молнии, не настаивал, что случай следует воспринимать как чудо, но многие испытывали определенную радость от такой возможности. Эта смесь благоговения и юмора является отличительной чертой религиозного отношения Асатру, которое чаще подмигивает священному, чем поклоняется ему, но делает это чрезвычайно ласково, подобно взаимоотношениям, свойственным друзьям или любовникам. Религия не обязательно должна быть исключительно серьезной: при этом юмор не обязательно подразумевает неуважение к богам. Такое отношение может передавать чувство близости.

(с) Стрмиска М. Асатру в Исландии: возрождение скандинавского язычества?

opheliozz, блог «читательский дневник»

* * *

Квас Севеpный (на мху)

Мука pжаная 1 кг

Мох исландский 5 кг

Собpанный и очищенный от земли мох смолоть в муку. Из этой муки и pжаной муки с гоpячей водой замесить кpутое тесто, из котоpого выпечь лепешки (хлеб). Лепешки поломать, залить 7,5 л кипятка. Накpыв посуду чистой тpяпицей, выждать неделю, после чего отстоявшееся сусло остоpожно слить с гущи, pазлить по бутылкам. Хpанить в лежачем положении в погpебе или холодильнике.

(с) Платов А. Ритуальные напитки древнего Севера

opheliozz, блог «читательский дневник»

* * *

Страсть [эллинов] к чудесам и изображение маргинальных монстров в описании морских путешествий были унаследованы средневековой агиографической традицией, что мы встречаем, например, в византийской литературе VIII–XII вв.

Однако в христианских «сказаниях», «житиях» да «хождениях» иное назначение топосов экзотической агиографии: заморские чудеса и чудища связаны с испытанием духовных сил героев этих историй – пилигримов, миссионеров, монахов-скитальцев, искателей веры.

(с) Синицын А. Греки и монстры: об античной мифологии как занимательной этногеографии (эскиз на тему путешествий и открытий)

opheliozz, блог «читательский дневник»

* * *

...малейшая оплошность охотников, из-за которой оленье стадо могло свернуть в сторону от засады, была чревата катастрофой для всего коллектива. В этих условиях каждый из участников охоты, естественно, думал, как он будет добывать животных, представлял их приближающимися к месту засады. Эти образы расценивались долганами как "тени" оленей, "вошедшие" в голову охотника. Считалось, что эти образы-тени, выходя обратно через рот охотника, могли предупредить оленей и направить их в другую сторону. Во избежание этого охотник затыкал себе рот пучком травы.

(с) Новик Е. Архаические верования в свете межличностной коммуникации

opheliozz, блог «читательский дневник»

* * *

Дитмар А. Рубежи ойкумены. Эволюция представлений античных ученых об обитаемой земле и природной широтной зональности

Ковригина И. Гибридность как свойство демонического (на примере иконографической традиции позднего средневековья)

Лушникова А. Календари Северной Евразии и Сибири как источник для реконструкции древней картины мира

Подосинов А. Океан, моря, проливы и реки в архаической картине мира древних греков

Чубур А. Животный мир плейстоцена в мелкой пластике древних обитателей бассейна Десны

Чубур А. Три очерка о зооморфных образах из Авдеево: «мамонты-оборотни, мамонты-мишени», «неусыпный страж» и «лошадь без головы»

opheliozz, блог «читательский дневник»

* * *

Камни, земля и курганы способны открываться (loka upp) и закрываться (loka aftr), иногда даже сообщается о дверях камня (steins dyrum — Vsp, 48) или дверях мертвых (dauðra dyra — Gróg, 1), не говоря уже о дверях курганного сруба. Перед смертью человек может войти в заранее сооруженный курган (Egils saga Skallagrímssonar, 3) или войти в камень вслед за карликом (Ynglinga saga, 12), как бы удалившись в мир мертвых через дверь кургана или камня.

Воздвижение над местом погребения могильных стел bautasteinar (дословно «камней-клыков») или сооружение кургана также, видимо, связано с желанием отметить ту точку пространства, где, говоря языком мифологии, открылась дверь в потусторонний мир.

(с) Картамышева Е. Между жизнью и смертью: к вопросу о структуре загробного мира у древних скандинавов

opheliozz, блог «читательский дневник»

* * *

Важен такой постоянный атрибут горных людей как танцы и пение – традиционные занятия шамана и сказителя, то есть особых людей, устами которых говорят духи, ср.: «У нас в народе считается, что тот, кто поет в горах, имеет силу попасть внутрь горы и прочно связан с горными людьми», ср. также традиционное для сибирских тюрков представление о том, что духи любят слушать пение, откуда обычай брать на охоту сказителя для умилостивления хозяев тайги.
Неслучайно встреча с горными людьми сулит человеку дар певца, ср.: «А позднее она стала известной тахпахчи – певицей. Никто не мог ее победить». скрытый текст

Находясь вблизи поселения или на территории, считающейся родовой землей, гора играет роль ее знака и сакрального центра, там мыслится некий символический центр рода, наивысшая точка родового потенциала и наиболее священная и богатая земля. Поскольку священная гора определяет границы охотничьих угодий и пастбищ, она представляется «рогом изобилия» вполне материальных благ - пищи и проч.
Согласно исследованию С.И. Вайнштейна, тувинцы-тоджинцы считали священными некоторые горы с безлесными плоскими вершинами, и поклонение горам у них выразилось в почитании оваа - особого шалаша из жердей и веток, сооружаемого на священных местах.
По-особому в быличках обыгрывается и локализация хозяина тайги в горе: возникают не только внутренние горные поселения, но и дома (юрты) хозяина тайги на вершине горы. Заметим, что образ юрты хозяина тайги можно соотнести и с оваа, которое подобно юрте имеет конусообразную форму, вход и также ориентировано на восток.

(с) Розова К. Духи гор в традиции тюрков Южной Сибири: прагматические характеристики мифа и ритуала

opheliozz, блог «читательский дневник»

* * *

Философов И. Волчьи, вороньи и змеиные мотивы в древнескандинавской символике оружия полный текст

opheliozz, блог «читательский дневник»

* * *

отрывки из (с) Тучкова Н. Традиционное мировоззрение селькупов

полный текст

opheliozz, блог «читательский дневник»

* * *

Головнев А.В. Селькупское толкование пространства

Кастрен М.А. Путешествие Александра Кастрена по Лапландии, северной России и Сибири

Кузьмина А.И. К этимологиям названий месяцев, сторон света, звёзд и созвездий в селькупском языке

Пелих Г.И. Материалы по селькупскому шаманству

Пелих Г.И. Селькупская мифология


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)