Vezuvian, блог «Логика эстетики»
Зачем вообще изучать эстетику человеческого облика? Зачем вообще красится, тщательно подбирать одежду, причёску и в целом заморачиваться всем этим?
Это вообще-то очень важные вопросы, которыми не принято задаваться. Доминирующая общественная парадигма говорит нам, что нужно быть красивыми. И точка. Нужно и всё. Максимально красивыми, сексуальными, обаятельными и точка. Надо. Просто надо. Особенно если ты родилась с двумя X-хромосомами.
Вежливость
И в какой-то мере это даже оправдано. Общество предписывает нам быть красивыми точно так же, как здороваться. Зачем здороваться? Надо, просто надо. Это общественный диктат, к которому принуждают, не объясняя причин. Они есть, но их никто не знает и никто не задумывается.
Быть красивым — вежливо.
Всё дело в том, что наша внешность — это тоже инструмент общения с внешним миром. Он сообщает информацию о нас окружающим ещё до того, как мы успеваем поздороваться или поймать зрительный контакт. Любое здоровое общество старается сделать так, чтобы люди в нём как можно меньше конфликтовали. Чтобы люди при встрече желали друг другу здоровья, а не обзывались. Чтобы люди радовали глаз друг друга опрятной красивой одеждой, чистотой и хорошим запахом.
скрытый текстСоответственно, любой человек, нарушающий это негласное правило, кажется асоциальным. Неприятно пахнущий, неопрятный, абы как одетый человек выражает своим видом неуважение к окружающим его людям, которые вынуждены на это смотреть и это нюхать.
И это вызывает ответное пренебрежение.
С другой стороны, изначально это достаточно низкая планка, полностью работающая на законе: «Твоя свобода заканчивается там, где начинается чужая», — то есть нужно не вонять, не пачкать и не вызывать приступов эпилепсии.
Дальнейшее давление в сторону красоты и, более того, каких-то определённых канонов красоты, уже не имеет ничего общего с общественным комфортом. Это либо инициатива каких-то определённых личностей, которые используют эту норму, чтобы заставить вас что-то делать по-своему, проявить свою власть (синдром вахтёра); либо внутренние правила группы, по которой они определяют своих (гопники, скинхеды, яппи, модные чики); либо чисто коммерческие проекты, которые призваны внушить, что прошлогодние каблуки делают вас чмом.
Свобода
Именно поэтому вдумчивое занятие эстетикой и красотой даёт, в том числе, свободу. Свободу от общественного мнения, свободу от стереотипов, от советов и от усилий маркетологов.
Если вы «плаваете» в этом вопросе, то любой человек может попытаться навязать вам свою точку зрения, независимо от собственной компетенции, руководствуясь только собственной наглостью и красноречием. И вы ничего с этим не сможете поделать, ведь даже если пошлёте такого доброхота к чёрту, то червячок сомнения всё равно останется. А если ты чётко знаешь, как, почему и зачем ты выглядишь именно так, а не иначе, то никаких сомнений не будет.
Когда ты сам в этом всём разбираешься, индустрия красоты из бульдога, загоняющего тебя в рамки, превращается в услужливого помощника, предлагающего новые варианты. Когда ты сам разбираешься, что, как и почему красиво — исчезают комплексы и потребность подстраиваться под других.
Более того, это даёт свободу самовыражения — своей внешностью можно высказывать не только стандартные фразы, вроде принадлежности к определённой группе, но ещё и высказывать индивидуальное, личное, показывать свой характер и отношение к жизни. В конце концов, это искусство, которое доступно каждому.
Вкус
Пожалуй, самый парадоксальный вывод, к которому меня привело изучение эстетики, это то, что внешность может отражать ум. Ведь говорят же, мол, внешность не главное, красивые — глупые и т.д., и т.п.
Да, в определённой степени это так. Если человеку повезло с внешностью с самого рождения, он может забить на развитие своих мозгов, и добиваться всего в жизни своей красотой и обаятельной улыбкой. Такие люди действительно есть, и они действительно бывают глупы, как пробка.
Но я говорю не о генетической удаче, которая позволила вам иметь фенотип, соответствующий нынешним понятиям о красоте. Я говорю о таком понятии, как вкус.
И вкус — это целиком и полностью работа ума.
Я работаю в квестах в реальности, и у меня есть прекрасная возможность оценить насколько вкус и чувство стиля коррелируются со способностью решать нетривиальные задачи. По этому признаку можно разделить игроков на три группы: люди с хорошим вкусом, люди без вкуса и люди с ужасным вкусом.
Люди без вкуса — это обычные люди, которые явно не заморачиваются, что носят. Это не что-то, на чём глаза от восхищения закатываются и не что-то, на чём кровоточат... в разной степени модно, в разной степени — подходяще. Просто обычные люди. И они показывают наибольший разброс — среди них есть и гении, которые за 20 минут проходят, и тупняки, которые за два часа не могут справится.
Люди с ужасным вкусом сами себя уродуют. Они прилагают усилия, иногда и немалые, занимаясь собственной внешностью, но в упор в зеркале не видят, что это им не идёт. И вот именно то, что они не понимают, как это ужасно, и является весьма значимым признаком ума. У них обычно самые плохие результаты, причём не потому, что они реально глупые, а потому что они все, как один, ждут, пока кто-нибудь решит загадки за них.
Люди с хорошим вкусом себя украшают обычными вещами. В смысле, вроде так посмотришь — обычные свитер, джинсы и кулон. Но они безумно идут и хорошо сочетаются между собой. И вроде это ничего необычного. Никаких там роскошных стрелок, бриллиантового колье или дорогущей обуви... но это красиво. И да, таки люди инициативны, внимательны, догадливы и способны прислушиваться к другим.
Пожалуй, ничего так не показывает глупость женщины, как её слепое подчинение моде. То, что она выполняет приказы глянцевых журналов, но не видит своими глазами, насколько это её уродует.
Человек не выбирает, с какой внешностью ему родиться. Но выбирает, что с ней сделать в дальнейшем. И этот выбор всё-таки многое о нём может сказать.