Что почитать: свежие записи из разных блогов

Коллекции: образовательное

Culturally Jewish, блог «Хатуль мадан»

Морин Нехедар. Иерусалимские песни

Музыкант и композитор Морин Нехедар является символом возрождения персидско-еврейской музыкальной традиции в Израиле. Морин родилась в Исфахане (Иран), закончила Иерусалимскую академию музыки по классу вокала и композиции. С 17 лет исполняет персидско-еврейские песнопения, сначала в составе ансамбля «Исфахан», а затем со своим собственным ансамблем. Является ведущим исследователем и собирателем музыкального фольклора евреев Ирана.

Совершенно гипнотизирующий голос.

Culturally Jewish, блог «Хатуль мадан»

Ротшильды

Рецензия на книгу «Ротшильды» Екатерины Глаголевой (серия ЖЗЛ). Источник

 

«Если Ротшильд не богат, не еврей, не филантроп, не трудолюбив, не соблюдает определенных правил поведения — он не Ротшильд».

Это строгое определение принадлежит барону Эдмонду де Ротшильду, представителю французской ветви рода. И это — эпиграф к книге. Дальше вступление — принадлежащее Гёте описание франкфуртского гетто, в котором он бывал в юности: с одной стороны, грязь, теснота, неприятные звуки чужого языка, мрачные слухи про евреев; а с другой — обитатели гетто вызывали некоторое уважение своими «услужливостью», «деятельностью» и «верностью обычаям». Именно отсюда начал свой путь современник Гёте и дед барона Эдмона — Майер Амшель Ротшильд.

продолжение следует…

Vezuvian, блог «Эссе»

Устаревшая фантастика

В последнее время мне кажется, что фантастика сильно-сильно устарела.

Когда-то этот жанр искусства был сродни научпопу — представлял в интересной форме новые, неизведанные технологии и предполагала их развитие, их воздействие на общество и отдельного человека.

Но проблема в том, что это жанр искусства. Жанр, который развивается по своим законам и полностью самостоятельно. Он был основан на идеях научно-технического прогресса, но уже давно оторвался от науки и растёт себе куда-то, куда растёт.

А наука идёт вперёд семимильными шагами. Возникают новые изобретения, новые концепции, о которых никто ещё никто не писал, не рассматривал, как они повлияют на людей.

скрытый текстРедкая фантастика возвращается к науке, чтобы хлебнуть новых идей. Обычно она берёт идеи у своих предшественников, как обычный жанр в искусстве. Но эти идеи уже множество раз исполнены, а порой и вовсе являются устаревшими по отношению к современной науке.

Навскидку я могу вспомнить лишь «Интерстеллар» и «Прибытие» — из тех, кто вдохновлялись текущим научным знанием, а не существующими в фантастике идеями. А из успешно провалившихся, использовавших устаревшие идеи — «Облачный Атлас» и «Призрак в доспехах». Причём, что самое забавное, оригинально аниме не является настолько заштампованным и устаревшим, как его экранизация в США.

Нет, ну выращивать людей для пищи — это же не дружить с экономикой и биологией вовсе. Это долго, дорого и бесполезно — люди медленно размножаются, медленно набирают массу и не производят многие аминокислоты и витамины, которые необходимы для их собственной жизни.

Также очень, очень сильно развилась тема искусственного интеллекта, а штампы в фантастике всё те же. Например, оказывается, эмоции — это очень базовая вещь для интеллекта. Даже обычные нейросети испытывают их, чтобы иметь какую-то мотивацию различать правильное и неправильное.

Более того, последние социологические исследования показывают, что люди склонны очеловечивать всё, что похоже на живое существо. Кажется, в одном из выпусков Vsauce демонстрировался эксперимент, в котором людей сначала просили разбить маленького робота. Но одной группе не показывали его во включённом состоянии, а второй — показывали. И у второй было гораздо больше сожалений. Некоторые даже отказывались разбивать робота.

Уже сейчас андроид имеет человеческие права в Саудовской Аравии[2], а ещё общий искусственный интеллект-то толком не изобретён. Вряд ли в будущем с этим будут такие большие проблемы, как их описывают в фантастике.

Более того! Фантастика не учитывает влияние самой фантастики на общество. Та же проблема искусственного интеллекта обсасывалась столько раз, что были предприняты все возможные меры безопасности. Человечество уже не настолько беспечно, как было до, когда компьютер только-только учился выполнять простые программы.

В целом, для фантастики сейчас есть невероятная возможность переродиться, получить второе дыхание. Быть основанной на современных новинках и технологиях, высветить новые проблемы совмещения технологий и общества. Огромный пласт социальной фантастики...

Но как-то нет того, кто бы этот процесс запустил.


Vezuvian, блог «Эссе»

Калеченные образованием

Мне часто встречаются люди, буквально покалеченные образованием. Им так упорно внушали, что произведения, названные классическими, непогрешимы, универсальны, великолепны настолько, что их никому не превзойти!.. Что люди начинают в это даже верить.

Я сейчас страшную вещь скажу. Даже заслуги Александра Сергеевича (наше всё) Пушкина заключаются отнюдь не в его замечательных произведениях, а в том, что он, сцука, язык создал. Литературный русский язык. До этого была вариация церковнославянского, использовавшегося, очевидно, в богослужении; обычно русский язык, который считался фу-фу и для простолюдинов; и французский, на котором общалась знать.

И как бы ни были хороши его произведения, создания и введения в обиход целого, сцука, языка, это не переплюнет. Но рассказывать об этом в школе не педагогично. Не педагогично говорить, что Александр Сергеевич, по сути, писал на языке, которого не было. Что он не слушал старших, а делал так, как считал нужным.

И был в этом успешен.

скрытый текстТут же встаёт вопрос — так уж хороши были произведения Александра Сергеевича? В достаточной мере, чтобы ввести этот новый язык в употребление и, по сути, создать всю русскую литературу. Чтобы показать знати, что общаться на русском не стыдно, не зазорно, а очень даже классно и интересно. Будь они плохи, ему бы это не удалось, это верно. Но существуй этот литературный русский язык до него — получили бы эти произведения такое место в школьной программе?..

Далеко не факт.

Культура вообще действует по тому же принципу, что и биологическая эволюция: зарождаются идеи в головах людей, удачные копируются и передаются дальше, а неудачные со временем отмирают. Все произведения, названные классическими, были новаторскими в своё время. Они перевернули мышление. Они повлияли на ход развития литературы. Они... они создали новые ветви её развития. Создали идеи, которыми люди пользуются до сих пор.

И, с одной стороны, они никогда не устаревают. Как не устаревают четыре конечности или человеческая трудовая кисть. А с другой... эти удачные идеи так часто реплицируются и воспроизводятся, что мы, даже не зная первоисточника, всё равно ими пользуемся. И посмотреть на первого тетрапода, конечно, любопытно. Как и на первого homo habilis'a.

Но четыре конечности и рабочая кисть у нас УЖЕ есть. А то, что для нас ново в этих произведениях — оно, вообще-то, устарело. Как неуклюжи были первые наземные четвероногие, и как быстр современный гепард. Какими неловкими были первые трудовые кисти, и какие у нас они приспособленные сейчас.

Поэтому классическая литература... Да, заслужено почитаема. Да, имеет культурную ценность — зачастую, чтобы понять, как это работает, нужно понять, как оно появилось. Да, имеет большую культурную ценность.

Но это вовсе не эталон, к которому должна стремится современная литература. Это не вершина совершенства.

Это пройденный человечеством этап, новая взятая высота на горе, которую ещё покорять и покорять.

Меняются люди, меняются идеи, меняется социум и мечты.

Много всего ещё предстоит написать.

Vezuvian, блог «Эссе»

Про бодипозитив

На пикабу под постами в духе «правдивый инстаграмм» и «всё решает свет и поза» мужчины частенько бьют себя пяткой в грудь, уверяя, что вот они-то за естественную красоту и все эти обманки ненавидят всей душой... И, вроде бы, всё хорошо... если бы те же самые люди не выступали против бодипозитива.

То есть эти люди просто не в курсе, как выглядит настоящая, живая женщина. И требуют голливудской красоты, но без голливудских ухищрений.

Спуститесь с небес на землю, ребят.

Сам бодипозитив на первый взгляд кажется очень примитивной идеологией. Какая заслуга в том, чтобы быть тем, кем ты являешься? Как можно гордится тем, что ты что-то НЕ делаешь? Как можно настаивать на том, чтобы НЕ быть лучше?..

Но так кажется только до тех пор, пока не понимаешь, что бодипозитив не является самостоятельной идеологией. Он — информационное лекарство. Для лечения того вреда, что причиняет маркетинговая компания индустрии красоты.

скрытый текстГлавная задача маркетинга индустрии красоты — это внушить женщине, что без их продукта она неполноценная. Что если у неё нет больших, открытых наивных глаз, как у десятилетней девочки; что если у неё не большие распухшие губы, как после минета; что если у неё кожа не такая гладкая, как у мраморной статуи — то такая женщина неполноценна. И, вообще, не женщина, как её только земля держит, уродину такую.

Зато вот если она купит совсем-совсем недорогую масочку за 1000 у.е, то сразу всё будет хорошо. И лифчик с пушапом, и жопу подкачает, и волосы проламинирует.

Эталоны красоты задаются жёстко, буквально до сантиметра и оттенка. Нет такого, чтобы одновременно в один период времени воспевались и пухленькие, и высокие плоские, и спортивные. Нет, определённая эпоха — определённые стандарты, в которые пытаются с вилами запихать всех женщин. И так как дело это выгодное, то с разных сторон индустрии красоты идёт давление, окружающее женщину со всех сторон.

В детстве у моей мамы была подруга-парикмахер. И я часто сидела у неё в салоне, читая от скуки журналы мод. Там в том числе были различные советы, вроде: делайте ванну для ног два раза в неделю по полчаса; маникюр два раза в неделю по часу; тренируйтесь три раза в неделю по часу и т.д. Причём на разные части тела, разные маски и прочее. И я ради интереса подсчитала, сколько всего на это будет уходить времени, если выполнять все эти рекомендации.

Семь часов в день.

Семь часов в день, Карл! Это почти как рабочий день! Рабочий день, который может окупиться разве что у актрисы, певицы или проститутки. Они это предлагают обычным таким своим читательницам. Восемь часов сна, восемь — работы, семь — на наведение красоты. А час... так уж и быть, готовь борщ.

Бодипозитив вырос, чтобы противостоять этому давлению. Чтобы заявить: «Мир, ты, что, ёбнулся?»

Бесспорно, бритые подмышки выглядят эстетичнее — они создают когнитивную лёгкость, человеку нужно запоминать меньше деталей, — но нет ничего ужасного в том, чтобы их не брить. Ты никого не убиваешь. Ты никого не насилуешь. Ты просто делаешь со своим телом то, что считаешь нужным. И если у тебя нет времени брить подмышки, если у тебя нет желания заморачиваться этим, или ты просто считаешь это необязательным — всё норм. Никто не должен закидывать тебя помидорами, считать человеком второго сорта...

И обязывать тратить семь часов в день своей жизни на то, чтобы соответствовать идеалам, которым НИКТО не соответствует.

Бодипозитив напоминает, как выглядит женщина. И что выглядеть так — нормально. Что косметика, пластические операции и прочее — это украшательства, которыми женщина пользуется по своему выбору.

А не что-то обязательное, что требуется ей для того, чтобы хотя бы человеком считаться.

Конечно, как и везде, бывают перегибы. Но фанатиков бояться — идеологий не создавать.

Миру нужны те, кто напомнил бы, как выглядит обычная живая женщина.

Culturally Jewish, блог «Хатуль мадан»

Немного позитива и иврита

В иврите слова "мама" [има], "папа" [аба], "бабушка" [савта] и "дедушка" [саба] употребляются без определенного артикля ה. Всегда. Остальные родственники — сын, дочь, брат, сестра — вполне себе могут употребляться с артиклем, например, если далее следует притяжательное שֶל [шель].

אִמָא/אימא

אַבָּא

סַבתָא

סַבָּא

Объяснение очень интересное: вышеуказанные слова пришли в иврит из арамейского, где определенный артикль (тот самый א) ставился после слова. Таким образом, он уже "вшит" в маму/папу/бабушку/дедушку. И язык не стал усложнять ситуацию:) Постпозитивный артикль сохранился в отдельных языках — албанском, болгарском, румынском, шведском и других скандинавских, амхарском. Так, в армянском ը в конце слова является определенным артиклем.

 

Иллюстрация — из паблика „Никудену“ (https://vk.com/nikudenu), который ведёт наш преподаватель. Он рассматривает огласовки в иврите как явление на грани эстетики и грамматики.

 

И еще немного о месте артиклей в нашей сложной жизни http://scjournal.ru/articles/issn_1993-5552_2009_11-2_48.pdf

Скрытое содержимое

Я подтверждаю, что мне уже 18 лет и что я могу просматривать записи с возрастным ограничением.

Culturally Jewish, блог «Хатуль мадан»

Галина Зеленина

Галина Зеленина — историк, кандидат исторических наук, доцент РГГУ. Шеф-редактор сайта Booknik.ru. Автор книг "Евреи: другая история", "Иудаика два: Ренессанс в лицах". Сферы научных интересов — средневековая еврейская история, марраны и инквизиция, советское и постсоветское еврейство.

Культура деградирующего иудаизма: когда начинается обратный процесс, возвращение к иудаизму, возвращение к еврейству <...>, сам процесс идет совершенно по-другому. Если остаются последними какие-то элементы повседневности, то приобретаются первыми элементы высокой интеллектуальной культуры, как раз идет обращение к книге и тексту, а не к кухне и не к страху перед антииудаизмом или антисемитизмом. Точно таким же образом теряется элемент преобладания женщин и, наоборот, становится очень очевиден патриархальный, маскулинный уклад в обоих случаях.

(Для меня долгое время — с начала 90-х до середины 2000-х — Пасха была именно кулинарной традицией. Толпы на кладбище заметно превосходили аудиторию праздничных служб в церквях. Потом люди начали "воцерковляться", стали посещать кладбища на "Красную горку", "родительскую", "Радоницу". Последняя даже стала официальным выходным в некоторых регионах — в Саратовской области точно. Параллели натянутые, но пища для размышлений есть).

продолжение следует…

Скрытое содержимое

Я подтверждаю, что мне уже 18 лет и что я могу просматривать записи с возрастным ограничением.

Culturally Jewish, блог «Хатуль мадан»

О некоторых письмах Чехова

972. А.П.ЧЕХОВ — А. С. СУВОРИНУ

27 мая 1891 г. Богимово.

27 май. 4 часа утра.

Мангус убежал в лес и не возвратился; кобылка-сосунчик, которую мы купили за 75 коп., удавилась. Холодно. Денег нет. Но тем не менее все-таки я Вам не завидую. Нельзя теперь жить в городе — это и скучно и нездорово. Мне бы хотелось, чтобы Вы от утра до обеда сидели где-нибудь на террасе, пили чай и писали что-нибудь художественное, пьесу, что ли, а после обеда до вечера ловили бы рыбу и думали спокойную думу. Вы давно уже заслужили право, в котором Вам теперь отказывают всякие случайности, и мне стыдно и кажется несправедливым, что мне живется покойнее, чем Вам. Неужели в самом деле Вы весь июнь будете жить в городе? Это даже жутко. <...>

Вы пишете, что в последнее время «девочки стали столь откровенно развратны». Ах, не будьте Жителем! Если они и развратны, то время тут положительно ни при чем. Прежде развратнее даже были, ибо сей разврат как бы узаконивался. Вспомните Екатерину, которая хотела женить Мамонова на 13-летней девочке. Пушкин в своем «Станционном смотрителе» целуется взасос с 14-летней девочкой, а героини Шекспира все в возрасте от 14 до 16 лет. И не столько уж у Вас случаев, чтобы делать обобщения.

Кстати, о девочках*.

Новость: мы устроили себе рулетку. Ставка не больше копейки. Доход рулетки идет на общее дело — устройство пикников. Я крупье.

Будьте здравы. Не предавайтесь мрачным мыслям, всё устроится хорошо.

 

* Далее густо зачеркнуто 14 строк. http://feb-web.ru/feb/chekhov/texts/sp0/pi4/pi4-235-.htm

 

539. А.П.ЧЕХОВ — А. С. СУВОРИНУ

 

24 или 25 ноября 1888 г. Москва.

 

<...> Писатели должны быть подозрительны ко всем россказням и любовным эпопеям. Если Зола <...> писал, на основании слухов и приятельских рассказов, то поступал опрометчиво и неосторожно. http://feb-web.ru/feb/chekhov/texts/sp0/pi3/pi3-078-.htm

 

К 150-летнему юбилею писателя издательский дом «Воскресенье» выпустил первый том полного собрания сочинений Чехова, в который который вошли восстановленные письма писателя - «благо современная техника позволяет прочитать то, что было замарано чернилами или тушью» (из интервью с главным редактором издательства «Воскресенье» Дмитрием Горбунцовым) http://prochekhov.ru/1057-chehov-ne-lyubil-tarakanitysya-na-divane

 

Что же было «завёрнуто» редакторами?

«Женщины, которые употребляются, или, выражаясь по-московски, тараканятся на каждом диване, не суть бешеные, это дохлые кошки, страдающие нимфоманией. Диван очень неудобная мебель. Его обвиняют в блуде чаще, чем от того заслуживает. Я раз в жизни только пользовался диваном и проклял его. Распутных женщин я видывал, и сам грешил многократно, но Золя и той даме, которая говорила вам «хлоп — и готово», я не верю. Распутные люди и писатели любят выдавать себя гастрономами и тонкими знатоками блуда; они смелы, решительны, находчивы, употребляют по 33 способам, чуть ли не на лезвии ножа, но все это только на словах, на деле же употребляют кухарок и ходят в рублевые дома терпимости.

Все писатели врут. Употребить даму в городе не так легко, как они пишут. Я не видел ни одной такой квартиры (порядочной, конечно), где бы позволяли обстоятельства повалить одетую в корсет, юбки и турнюр женщину на сундук, или на диван, или на пол и употребить ее так, чтобы не заметили домашние. Все эти термины вроде в стоячку, в сидячку и проч. - вздор. Самый легкий способ, это постель, а остальные 33 трудны и удобоисполнимы только в отдельном номере или в сарае.

Роман с дамой из порядочного круга — процедура длинная.

Во-первых, нужна ночь, во-вторых, вы едете в Эрмитаж, в-третьих, в Эрмитаже вам говорят, что свободных номеров нет, и вы едете искать другое пристанище, в-четвертых, в номере ваша дама падает духом, жантильничает, дрожит и восклицает: «Ах, боже мой, что я делаю?! Нет! Нет!», добрый час идет на раздевание и на слова, в-пятых, дама ваша на обратном пути имеет такое выражение, как будто вы ее изнасиловали, и все время бормочет: «Нет, никогда себе этого не прощу!» Все это не похоже на «хлоп — и готово!».

 

Вот что по этому поводу говорит филолог А.В.Бакунцев в статье ««Не зализанный» классик, или Профанация культуры (О новом Полном собрании сочинений А.П. Чехова)»: «Но еще несуразнее, чем «Степь», в книге смотрится подборка якобы сенсационных писем Чехова к Суворину. Пряхинский «синтетический принцип» и тут дал сбой. С одной стороны, эти письма, опять-таки, никак не связаны ни по времени написания, ни тем более по тематике с юношескими сочинениями Чехова. С другой стороны, и между самими письмами нет ни хронологической, ни особой содержательной связи, хотя Г. Пряхин и его коллега Ив. Жуков зачем-то вводят читателя в заблуждение, утверждая, что во всех письмах речь об одном: об интиме. (У Жукова, впрочем, есть еще одно обобщение: все письма якобы повествуют «о путешествии писателя на Сахалин и далее вокруг света», хотя «вокруг света» Чехов никогда не плавал, а просто вернулся океанским пароходом в Россию).

На самом же деле «интимных тем» Чехов касается лишь в двух из четырех опубликованных в первом томе писем: в первом (от 24/25 ноября 1888 г.) и в третьем (от 27 июня 1890 г.). В этом же третьем по порядку письме, а также в четвертом (от 9 декабря 1890 г.) писатель делится с Сувориным впечатлениями от сахалинской поездки. Второе по счету письмо (от 25 ноября 1889 г.) и вовсе стоит в подборке особняком, поскольку не содержит ни «клубнички» (если не считать слова «блядишка», которым Чехов наградил Марину Мнишек, ставшую героиней неоконченной пьесы Суворина), ни, тем более, сахалинского колорита (в ту пору Чехов еще только готовился к путешествию). <...>

Российская общественность (научная и не только) давно уже знает, что А.П. Чехов вовсе не был аскетом. Пресловутые письма к Суворину, в которых писатель с исключительной откровенностью рассуждал о женщинах и разных способах физической любви, впервые увидели свет еще в 1991 г. в статье А. Чудакова ««Неприличные слова» и облик классика» («Литературное обозрение», № 11). Раскрепостить чеховский образ, показать его неодномерность пытались и другие исследователи: например, британец Д. Рейфилд - в капитальном труде «Жизнь Антона Чехова» (Лондон, 1997; рус. изд.: М., 2005 и 2007) и наш соотечественник М. Золотоносов - в весьма любопытной монографии «Другой Чехов. По ту сторону принципа женофобии» (М., 2007)».

 

Иллюстрация: скан статьи А. Чудакова ««Неприличные слова» и облик классика»


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)