Свежие записи из блогов Арабелла

Арабелла, блог «Старый замок»

Королевский подарок на Рождество


Рождество Христово в Часослове Бедфорда: Лондон, Британская библиотека, MS Additional 18850, f. 65r.
Портрет Джона Ланкастерского, герцога Бедфордского, перед Святым Георгием: Лондон, Британская библиотека, MS Additional 18850, f. 256v.

Холодная ветреная погода. Темнеет уже в 3 часа ..
24 декабря 1430 года Анна Бургундская, герцогиня Бедфордская, с согласия супруга преподнесла своему племяннику, восьмилетнему Генриху VI, истинно королевский подарок, известный нам сегодня как Часослов Джона Ланкастерского, герцога Бедфордского. (British Library Additional MS 18850).
Новоиспеченный король Англии праздновал Рождество вместе с герцогской четой в их резиденции в Руане, ожидая своей французской коронации.

скрытый текстРукопись, которую герцогиня подарила Генриху - один из самых богато иллюминированных молитвенников, сохранившихся со времен Средневековья.
Вероятно, работа над манускриптом началась еще в 1410-х годах, а его первым адресатом возможно был другой королевский принц - рано умерший дофин Людовик, герцог Гиеньский.

Джон, герцог Бедфордский, приобрел незаконченную рукопись примерно в 1422 году.
После смерти своего брата Генриха V и приемного отца английского короля, Карла VI Французского, Джон стал регентом Франции от имени младенца Генриха VI. А в 1423 году, герцог женился на Анне Бургундской.
И два монументальных портрета герцогской четы в молитве перед своими святыми покровителями были вставлены в часослов вместе с их вездесущими геральдическими знаками и девизами.



Портрет Анны Бургундской, герцогини Бедфордской, перед Святой Анной: Лондон, Британская библиотека, MS Additional 18850, f. 257v.
Легенда о флер-де-лисе: Лондон, Британская библиотека, MS Additional 18850, f. 288v.


Среди изображений, добавленных к рукописи - два листа с историей небесного происхождения французского королевского герба. На миниатюре изображено, как Бог посылает своего ангела со знаменем с геральдической лилией (Fleur-de-lis) к отшельнику из Жойенваля, который затем передает его королеве Клотильде (как и Анна, она была бургундской принцессой).

Следующая сцена происходит в королевском дворце. Королева преподносит флер-де-лис на щите Хлодвигу, своему мужу и первому христианскому королю Франции.

Легенда о флер-де-лис была популярна во Франции начала XVв - король франков Хлодвиг Меровинг (466-511) взял лилию в качестве эмблемы после того, как желтые водяные лилии, обычно растущие на мелководье в Рейне, подсказали ему, где можно перейти реку вброд, благодаря чему он одержал победу в битве..

Но в декабре 1430 г. водяная лилия обрела новый смысл - напрямую предназначалась Генриху VI свыше, и несколько месяцев спустя уже была представлена в качестве одного из tableaux vivants во время торжественного въезда молодого короля в Париж.

Подходящий рождественский подарок для будущего короля Франции. отсюда

Арабелла, блог «Старый замок»

Как вино "бордо" завоевало Англию

Регион Бордо стал играть важную роль в международной виноторговле в XIII веке в результате ряда династических потрясений. В 1152 г. Алиеонора Аквитанская (Аквитания включала Гасконь, Бордо и Пуату) вышла замуж за Генриха, герцога Нормандского и графа Анжуйского. Два года спустя он стал королем Англии Генрихом II, так что Англия, Нормандия и Аквитания объединились под властью одного государя. Однако это положение было неустойчивым, и семейные конфликты выплеснулись на арену военных действий, когда Элеонора попыталась восстановить свою власть над Аквитанией.

скрытый текстВ конце концов ее сын Ричард Львиное Сердце вернул ей герцогство, но она отдала предпочтение Ла-Рошели перед Бордо, оставив без внимания настойчивые жалобы бордоских виноделов о том, что их качественные гасконские вина облагаются непомерными налогами. Лишь после того как младший сын Алиеоноры, принц Иоанн Безземельный, стал королем Англии, Бордо удалось выйти из тени Ла-Рошели, но даже тогда династические соображения играли ведущую роль. В 1203 г. Иоанн постановил, что налоги на гасконское вино будут снижены, если Бордо предоставит корабли и другую поддержку для войны с королем Франции.

Ла-Рошель и Пуату энергично возражали против договоренностей, дававших Бордо торговое преимущество, и в 1204 г. король Иоанн даровал им такие же привилегии. В принципе винодельческие регионы Западной Франции теперь могли на равных условиях соревноваться за господство на стратегически важном английском рынке сбыта, однако еще более важным событием стала капитуляция Ла-Рошели перед королем Франции в 1224 г. Главный конкурент Бордо выбыл из игры.

Во второй половине XIII века гасконские вина стали играть преобладающую роль на английском рынке. Только в 1243 г. король Генрих III купил 1445 бочек французского вина, скорее всего гасконского, заплатив 2310 фунтов 2 шиллинга и 8 денье. Если вместимость этих бочек составляла стандартную английскую туну, или немногим более 250 галлонов, то Генрих III приобрел около 1 665 000 литров. Почти тысячу бочек составляло вино высшего качества, в то время как остальные были представлены вином среднего или низкого качества. Но даже эти значительные покупки для нужд королевского двора составляли лишь часть общего английского импорта.

Интенсивное виноградарство в окрестностях Бордо началось лишь после формирования английского рынка сбыта. В начале XIII века одним из главных источников вина были окрестности самого города, так как виноградники веерообразно расходились от его окраин. Другие важные центры виноделия располагались к югу от нынешнего Граве и между реками Гаронной и Дордонью. В Медоке, одном из центров современного бордоского виноделия, практически не было виноградников.

Однако наиболее важный источник винограда для гасконских вин был расположен в верховьях речных долин Гаронны, Тарна и Лота; он был известен как «возвышенная местность». Вино из таких отдаленных мест, как Гаильяк и Кагор (там до сих пор производятся характерные и широко известные вина), в бочках доставлялось в Бордо для экспорта в качестве гасконского вина. Примерно с этого времени светлые вина из региона, расположенного ближе к побережью, получили название clairet (впоследствии кларет) в знак отличия от более темных красных вин, изготавливавшихся на французских возвышенностях и в Испании, которые отправлялись речным путем из Бордо.

По мере развития виноградарства в окрестностях Бордо местные виноделы стали проводить ограничительную политику для защиты своего товара, даже несмотря на то, что эта политика была направлена на производство вин, игравших ключевую роль для утверждения Бордо в качестве крупного центра виноторговли. По новым правилам вина с возвышенностей нельзя было привозить в Бордо для отправки на экспорт до определенной даты (между 15 сентября и Рождеством). Это означало, что вина из регионов, ближайших к Бордо, не имели конкурентов ранней осенью, а все остальные вина поступали па местный рынок, лишь после того как они были проданы.



Начало гасконской виноторговли, которая приобрела столь важное значение, было очень скромным. К середине XIII века Бордо поставлял 3/4 вина, заказываемого королевским двором Англии. В 1282 г. Эдуард I приобрел 600 бочек вина для снабжения своей армии, сражающейся в Уэльсе. Шотландия тоже экспортировала значительное количество кларета либо непосредственно из Бордо, либо на английском рынке. В конце XIII века шотландский король Александр III поставил в залог все свои доходы от морского порта Бервик, чтобы гарантировать выплату 2197 фунтов стерлингов, которые он задолжал одному купцу из Бордо. Объем вина в этой сделке составлял примерно 115 000 литров.

Открытие английского рынка для гасконского вина привело к настоящему буму виноградарства, и вскоре виноградная лоза стала культивироваться но всему региону, ныне известному под общим названием Бордо. Но развитие этого региона в XIV и XV веках нельзя назвать плавным и поступательным. Как и другие районы виноделия, Бордо был чувствителен к изменениям на рынке сбыта, часто отражавшим политическую, экономическую и общественную нестабильность.

Опустошительная эпидемия чумы, разразившаяся в конце 1340-х годов и погубившая от одной четверти до одной трети населения Европы, подорвала основы производства и торговли. Бордо испытал еще одну напасть, так как он стал ареной военного конфликта. В 1450-х годах французские армии вторглись в регион и причинили огромный ущерб виноградникам. Несмотря на это, местные торговцы продолжали прилагать все усилия для экспорта бордоского вина. Хотя точные цифры неизвестны, очевидно, что Англия являлась главным рынком сбыта для этого вина в конце XIV века. Остальное бордоское вино распределялось среди Испании, Фландрии, Германии и других районов Франции.

Каждый год в октябре сотни судов с молодым французским вином расправляли паруса и отправлялись в плавание из Бордо. Менее внушительные караваны торговых судов отправлялись из Нанта и Ла-Рошели. Плавание к берегам Англии продолжалось немного более недели в зависимости от погоды и политической ситуации. Вино, остававшееся на складах Бордо после декабря, переливали в новые бочки и грузили на корабли в течение весны. Эти вина считались худшими и продавались по более низкой цене. После длительной выдержки они бы больше пришлись по вкусу современным гурманам, но в Средние века англичане предпочитали молодые гасконские вина, которые, скорее всего, напоминали цветом и консистенцией нынешнее невыдержанное божоле.

Английские виноделы понесли тяжкий ущерб в результате успеха французских экспортеров. Несмотря на рекомендацию Уильяма из Малмсбери, советовавшего приобретать вина из Глостера, маловероятно, что качество английского вина могло соперничать с гасконским вином, буквально затопившим английский рынок. Имея возможность приобретать лучшие и менее дорогие французские вина, потребители повернулись спиной к отечественной винной индустрии, и в середине XIII века она находилась в состоянии хронического и усугубляющегося упадка. Вскоре большинство коммерческих виноградников в Англии было вырублено, а землю стали использовать для других целей.

Бордоская виноторговля достигла расцвета в начале XIV века. За 3 года (1306—1309) ежегодный экспорт от всех портов Гаскони составлял 98 000 бочонков или примерно 900 миллионов литров. Разумеется, объем производства всегда зависел от погоды, и в 1310 г. экспорт вина снизился до 51 000 бочонков из-за неурожая. Изменения политического климата были еще более пагубными, так как имели далеко идущие последствия. Экспорт резко снизился в 1324 г., когда между Англией и Францией разразилась война, и испытал новое падение в 1330-х годах с началом Столетней войны.

В первой половине XIV века объем экспорта из Бордо стабилизировался на отметке примерно 10000—15000 бочек вина в год, однако начиная с 1450 годов, когда Бордо перешел под владение французской короны, экспортные поставки в Англию уменьшились. Хотя французские короли испытывали искушение наложить запрет на поставки вина вражескому государству, они сознавали важность виноторговли для экономики Бордо. Вместо запрещения торговли они просто установили налог на вино, покидающее порт Бордо. Такая политика обеспечила продолжение торговли, хотя и в значительно меньших масштабах, дала дополнительный доход для французской казны и увеличила цену бордоского вина в Англии.

Р. Филлипс «История вина» отсюда

Арабелла, блог «Архив»

Рождество в средневековой Бургундии

Как Рождество праздновали в средневековой Бургундии?

День Всех Святых (1 ноября) предвещал окончание сельскохозяйственных работ. На День Святого Мартина (11 ноября) заканчивали посев озимых и удобряли почву (Святой Мартин, Сен-Мартен, особенно почитался в Нидерландах). В День Святого Клемента (23 ноября) крестьяне полностью завершали сев озимых. В День Святой Екатерины (25 ноября) сажали деревья и заканчивали помол зерна, поскольку в этот день прекращали сезонную работу все водяные мельницы.

скрытый текстМежду Днем Святой Екатерины и Днем Святого Андрея (30 ноября), особо почитаемого бургундскими герцогами святого, обычно выпадал снег. Сперва он таял, но после 30 ноября ложился сплошным покровом. Далее начинался авент (avent), т. е. предрождественский пост. Обычно он длился 3 недели. В Пикардии и Лотарингии верили, что в этот период по полям и ночным деревенским улочкам бродят души тех, кто принял насильственную смерть, и мешают людям служить вечернюю мессу. В Двух Бургундиях существовал древний церковный запрет жениться во время авента.

25 декабря наступал один из важнейших христианских праздников – Рождество или Ноэль (Noёl), приуроченный к языческому обряду зимнего солнцестояния. Задолго до наступления праздника в деревнях начинали откармливать гусей и резать свиней, заготавливая колбасы. Накануне Рождества в очаге разжигался обрядовый огонь, а сам очаг растапливался рождественским поленом. Во время рождественской трапезы вся семья собиралась за праздничным столом, который в урожайные годы ломился от ритуальных блюд, приготовленных из фасоли, гороха и чечевицы, пирогов, фруктов, орехов и каштанов. На отдельном блюде подавался рождественский хлеб, украшенный веточкой омелы и остролистом. После трапезы еду оставляли на столе, а сами шли на рождественскую мессу. Остатки еды раздавали нищим. Атмосферу праздника и веселья поддерживали факельные шествия, колядование, танцы и прыжки через огонь. отсюда

Арабелла, блог «Архив»

Пошить нельзя купить. Тюдоры

Альтернативой портным для многих людей был не самостоятельный пошив одежды, а покупка подержанных вещей. На всех уровнях общества рынок бывшей в употреблении одежды был огромным. Не было ничего постыдного в том, чтобы носить одежду, изначально сшитую для кого-то другого; это делала даже аристократия.

скрытый текстОдежду оставляли в наследство, дарили, закладывали, покупали и продавали, часто ею выплачивали зарплату. Лучший воскресный дублет деревенского дворянина, со всеми его подкладками, уплотнителями, нашивками и пуговицами, мог после его смерти перейти к его брату или племяннику, который перешивал его под себя. После того как на дублете становились заметны следы носки, пуговицы и нашивки отрезали, чтобы использовать еще раз, а дублет отдавали слуге. С новыми пуговицами попроще его можно было носить еще какое-то время или продать мелкому торговцу, который ходил по домам, скупая старые вещи. Спустя недели он мог оказаться на спине крестьянина, после того как его жена хорошенько его почистила. По мере того как он все больше изнашивался, его штопали и накладывали заплатки, пока однажды не признавали слишком потрепанным и, вероятно, передавали снова, в этот раз, возможно, одному из сезонных работников на ферме. К этому моменту он мог уже десять лет как выйти из моды и сильно испачкаться, но, поскольку изначально это была хорошая вещь, дублет все еще мог обеспечить тепло и защиту от ветра и даже немного поблекшей элегантности.

Рынок подержанной одежды в Лондоне располагался вокруг Лонг-лейн в Хаундсдиче. Здесь можно было купить одежду практически любого качества, от роскошной мантии пэра королевства до самого старого оборванного фризового плаща подмастерья. Эти наряды чистились, латались, чинились и подгонялись по фигуре, к ним дошивали пуговицы и отделку, чтобы придать им более модный вид или сделать более практичными. Старая купеческая мантия становилась лучшим воскресным одеянием ремесленника, а наличие сильно изношенной и залатанной рабочей одежды указывало на то, что одежда была по карману всем, даже беднейшим слоям населения.

Около четверти всех завещаний эпохи Тюдоров упоминают одежду. Ее наследовали члены семьи, слуги и друзья. Самым близким обычно оставляли лучшие наряды, но иной раз завещалась «старая» или даже «худшая» одежда. Например, в Эссексе в 1576 году Томас Пейр оставил свой лучший плащ Джону Бентону, своему родственнику, носящему другую фамилию. Генри Нортон получил голубой ливрейный плащ и пару «лучших плундр», Томас Бочер — лучший фризовый плащ, двое других мужчин — по одному старому плащу, а Джон Хаббард — старую пару плундр.
(прим. плундры - разновидность штанов - "тыковок", коротких или до колена. Обычно с вертикальными разрезами, через которые проглядывает ткань подкладки)

Двумя годами ранее Роберт Гейнсфорд поделил свой запас плундр между слугами: Натаниэль Элиот и Уильям Фелстед получили по паре из домотканого материала, Джон Гилберт получил лучшую белую пару, а Джон Нис — «худшую пару из домотканого материала». Но даже худшая пара домотканых плундр была приятным наследством. Не каждый, кому завещали одежду, сам ее носил. Иногда случалось, что мужчины оставляли одежду женщинам, или наоборот. Очевидно, предполагалось, что она будет перешита или продана. В мире без банков пара плундр могла запросто храниться в сундуке и дожидаться продажи или заклада.

Владельцы хорошей одежды могли выручить неплохие деньги: в конце 1590-х годов антрепренер Филипп Хенслоу одолжил мистеру Кроучу 3 фунта и 10 шиллингов под залог платья его жены. Ту же сумму он ссудил мистеру Бурдесу за шелковую мантию в рубчик, расшитую бархатом, с подкладкой из желтой шерстяной ткани, часто использовавшейся для прикроватных занавесок. Тогда эта сумма была эквивалентна 18-месячной заработной плате лондонской служанки и составляла две трети стоимости этой одежды при продаже. Даже подержанная пара худших домотканых плундр могла принести около четырех шиллингов. Кто в современном мире воротил бы нос от завещанного дара, равняющегося двухнедельной зарплате?

Рут Гудман «Как жить в эпоху Тюдоров. Повседневная реальность в Англии ХVI века»
отсюда

Арабелла, блог «Англия Джейн Остин»

Машинистки

Ватсон: – Чем она живёт?
Мортимер: – Френкленд вряд ли ей даёт что-нибудь, так как его дела находятся в плачевном состоянии. ..Мы хотели, чтобы она выучилась печатать на машинке...


Не случайно, что с ростом женского образования, выросла и женская занятость.
Прорыв в английском обществе случился с "Закона об образовании 1870г", который предоставлял школьное образование всем детям от пяти до двенадцати лет, при этом начальная школа стала обязательной в 1880г., и бесплатной - в 1891г.

скрытый текстПрибавить к этому основание женских колледжей в Оксфорде и Кембридже, присуждение ученых степеней женщинам из других колледжей и университетов (чего Оксбридж не делал до 20-го века, а также борьбу за среднее образование и основание школ для девочек, и вы получите настоящую революцию в мышлении. В результате этих монументальных изменений женщины и девочки-подростки эдвардианской эпохи стали первым поколением женщин, получившим образование по тем же стандартам, что и мужчины.

И это произошло в идеальное время для женщин поздневикторианской и эдвардианской эпох. К 1860-1870-м годам “Вопрос о лишних женщинах” стал темой бесчисленных статей, лекций и брошюр. Несмотря на вековое мнение о том, что женщины созданы для брака и материнства, неприятная реальность того, что сотни тысяч, возможно, миллионы женщин не выходят замуж из-за бедности, возраста, внешности, отсутствия положения и особенно нехватки подходящих мужчин, пугала общество.

Однако никто не предлагал никаких реальных решений, кроме как посвятить себя заботам о своих стареющих родителях или стать смотрителем / гувернанткой в доме своего женатого брата или сестры. Женщины 1880-х годов восстали против этого унылого существования и медленно, но верно начали проникать в ряды рабочей силы в качестве продавщиц, учителей, библиотекарей, журналистов, медсестер и т.д.

Одной из профессий, царящей над остальными, была "девушка-наборщица", или машинистка. Будучи одной из наиболее высокооплачиваемых и “благородных” должностей, она пользовалась большим спросом у женщин-профессионалов. Женщина, владеющая навыками машинописи, письма под диктовку и стенографии, могла работать личным секретарем, помощником писателя, клерком у адвоката или в правительстве.

Для обучения женщин необходимым навыкам, были основаны бизнес-школы и классы, и по истечении установленного срока студентке выдавался сертификат, подтверждающий потенциальным работодателям, что соискатель обучен и имеет опыт работы с вышеупомянутыми навыками, а также с несложными бухгалтерскими, деловыми терминами, бизнес-арифметикой и кратким изложением (составление “документа как можно меньшим количеством слов, последовательно с четкостью и аккуратностью”).

В Лондоне Столичная школа стенографии на Чансери-лейн брала пять гиней за полный курс обучения, пока ученица не достигала скорости около 120 слов в минуту (еженедельно можно было выплачивать полгинеи, при этом плата снижалась до 5 шиллингов, если посещались вечерние занятия).

Будущая машинистка также могла научиться пользоваться пишущей машинкой в головном офисе или филиалах ведущих производителей пишущих машинок, и часто эти занятия были бесплатными при покупке.

Зарплата машинистки или секретаря варьировалась в зависимости от опыта и занимаемой должности. Клерку-стенографисту и машинистке могли платить от 15 шиллингов для новичка до 2 или 3 фунтов стерлингов в неделю, тогда как секретарь получал от 50 до 250 фунтов стерлингов в год.
Но как ни странно, при том, что найти работу переписчика для юриста или перепечатки рукописей было трудно, платили довольно скудно – около 5 фунтов стерлингов за роман объемом в 100 000 слов.

Наиболее надежные и оплачиваемые должности были на Государственной службе. Из отделов, открытых для женщин-машинисток, были Совет по образованию (Англия), Министерство по делам колоний, Таможня, Министерство иностранных дел, Управление Индии, Налоговое управление, Канцелярия министра по делам Шотландии, Казначейство и Военное министерство (включая склад одежды Королевской армии).

Чтобы стать машинисткой в правительственном департаменте, женщина должна была быть в возрасте от 18 до 30 лет, быть незамужней или вдовой, “иметь надлежащую квалификацию в отношении здоровья и характера”, быть прирожденной или натурализованной британской подданной и ростом не менее пяти футов без ботинок.
Экзамен при приеме на работу включал “письмо, орфографию, сочинение по английскому языку, перепечатку рукописи, арифметику (первые четыре правила, простые и составные, включая английские меры веса и сокращение), машинопись; и, если того требовал факультет, от которого был выдвинут кандидат, стенографию – и они должны были сдать все темы.

Хотя домашняя прислуга продолжала доминировать в сфере занятости женщин, профессиональный класс женщин был солидным и внушительным. Впервые в истории женщины могли найти и находили работу вне дома, с помощью которой они могли прокормить себя.

Конечно, проблема неравной оплаты труда между работниками мужского и женского пола существует и по сей день, но в позднюю викторианскую и эдвардианскую эпохи “лишние женщины” больше не были жалкими, кроткими созданиями, заслуживающими жалости: это были независимые и жизнерадостные женщины, которые прокладывали индивидуальный путь вопреки диктату общества. И для многих женщин пишущая машинка была инструментом кардинальных социальных перемен.

перевод мой отсюда

Арабелла, блог «Архив»

Любимые сказки. История создания и костюмы

Арабелла, блог «Каминный зал»

С Наступающим!

 

Это просто чудо, старые советские открытки. Милые, добрые, сказочные. И сразу узнаваемые - Зарубинские.

Ежики, зайчики, белочки с медвежатами. Когда то давно, в школе, я их собирала.

А по дороге домой, перед НГ, заходила в книжный магазинчик - он как раз был по пути, чтобы просто посмотреть на красоту..

Там в начале декабря уже выкладывали открытки. А покупали уже родители.

Менялись в школе с ребятами, если в копилке появлялись "повторы".

Правда, потом все эти сокровища куда-то делись. Фантиков было не жаль, а открыток - да.

Теперь собираю снова - переизданные.

Арабелла, блог «Англия Джейн Остин»

Викторианский этикет. Поезд.

К концу 1800-х годов многие женщины путешествовали хотя бы раз, и, конечно же, викторианский этикет не прошёл мимо этого! Первым правилом была пунктуальность, и рекомендовалось встать достаточно рано, чтобы успеть подготовиться. Во-вторых, путешественницам советовали избегать ярких нарядов, поскольку «неброская одежда и достойная манера поведения обеспечат даме уважение». Одной из величайших бед путешествий было чрезмерное количество багажа. При недолгих поездках даме рекомендовалось брать с собой только модную ковровую сумку, в которой должны были храниться: зеркало, чтиво, крекеры или сэндвичи, шаль, одежда для сна и чистое бельё, а если женщине предстояло провести ночь в поезде, то тёплый шерстяной или шёлковый чепец заменял капор.

скрытый текстЖенщины, путешествующие в одиночку, часто становились главной мишенью грабителей, поэтому предлагалось «сделать прочный карман в верхней юбке и носить в нём деньги, оставляя лишь небольшую сумму в кармане платья на непредвиденные расходы». Путешествия часто приводили к разговорам между незнакомцами, и хотя такие разговоры не считались неприличными, «благоразумие запрещало» женщине быть дружелюбной с незнакомым человеком. Это объяснялось тем, что опасность возникает как для леди, так и для джентльменов, поскольку существовали «очень приятные и очаровательные жулики обоих полов». "Истинный джентльмен” должен был проявлять вежливость и предлагать помощь (помочь с багажом и т.п), но женщинам всё равно стоило быть начеку. Пособие «The railway traveller's handy book» напоминало, что при вхождении поезда в туннель, всем пассажирам следовало держать средства самообороны наготове.

Иногда женщины сталкивались с трудными ситуациями, путешествуя в одиночку. Например, покой нарушал грубый или навязчивый незнакомец. Если демонстративное закрытие лицо вуалью или книгой не помогало, то вступать в перепалку не рекомендовалось. Вместо этого было уместно обратиться за помощью к другому мужчине. Однако отмечалось, что как только джентльмен разрешил ситуацию, после слов благодарности он «освободил бы леди от своего присутствия». Одинокой путешественнице предлагалось найти место рядом с другой женщиной или пожилым мужчиной. Если же она была с компаньоном, то не стоило докучать однообразными вопросами и ожидать, что спутник будет её развлекать. отсюда


Серьезное, но сердечное "спасибо"

скрытый текстУ викторианцев было множество советов о том, как и когда леди должна произносить слова благодарности, особенно когда это было ответом на услугу, оказанную незнакомым джентльменом. Некоторые считали, что не в моде благодарить незнакомцев за небольшие знаки внимания — например, если придержали двери или уступили место в переполненном омнибусе. Однако не все были согласны с тем, что маленькие услуги нужно воспринимать как должное.

В книге 1878 года «Sensible Etiquette of the Best Society» миссис Х. О. Уорд от всей души соглашается с советами из «The Ladies’ Book of Etiquette and Manual of Politeness» и заявляет следующее: “Общество, в котором больше не считается этикетом благодарить незнакомца за вежливость, может быть и модно, но это не самое лучшее общество. Наши джентльмены, так же как и иностранцы, вполне могут счесть неучтивой любую даму, которая не говорит "спасибо" тому, кто открыл ей дверь, чтобы она могла пройти или после того, как вернул ей обронённый носовой платок или веер.

Но это не означало, что даме нужно было опускаться до фамильярности, скорее даже наоборот. Викторианкам советовали не улыбаться незнакомцу, выражая благодарность. Вместо этого г-жа Уорд рекомендовала произнести «серьёзное, но сердечное спасибо». Г-жа Хартли советовала «принять любезность, поблагодарить, поклониться и идти дальше». Поклон, как правило, представлял собой не более чем наклон головы. В некоторых ситуациях этого было достаточно само по себе: «Если, входя в переполненную церковь, джентльмен видит вас и предложит своё место, ответьте поклоном и прошепчите «спасибо», независимо от того, приняли вы помощь или нет. Если служба началась, не разговаривайте; вежливый наклон головы передаст вашу признательность».

Такая благодарность распространялась и на слуг-мужчин. Хотя леди не обязана благодарить слугу за то, что он просто выполняет свою работу, следовало выразить благодарность за «любое дополнительное внимание». Как объясняет Мод Кук в книге «Social Etiquette; or Manners and Customs of Polite Society» : «Никогда не благодарите слугу за то, что он передал какое-либо блюдо или вино, ведь это его работа; но за любую личную услугу, например, за поднятие упавшей салфетки, уместно произнести в ответ «Thank you,», а не «Thanks». отсюда

Арабелла, блог «Англия Джейн Остин»

История Рождественской елки

Появление рождественской ёлки в Англии обычно приписывают принцу Альберту, однако похожее случалось ранее: обычай наряжать хвойное дерево существовал в германской традиции, а в Англию эту традицию привезла королева Шарлотта, родившаяся в правящей семье Мекленбург-Стрелиц, герцогства на севере Германии.

скрытый текстДжон Уоткинс описывает рождественские торжества королевской семьи в 1800 году в своей биографии королевы Шарлотты: «В начале октября королевская семья покинула побережье и направилась в Виндзор, где Её Величество очень приятно встретила следующее Рождество. Шестидесяти бедным семьям был дан сытный обед; а вечером дети из знатных семей были приглашены на угощение в Охотничий домик. Здесь, среди других забавных предметов для развлечения маленьких гостей, посреди комнаты стояла огромная кадка с помещенным в неё тисом, с ветвей которого свисали гроздья сладостей, миндаля и изюма в обёртках, фрукты и игрушки, расставленные со вкусом и освещённые маленькими восковыми свечами. После того, как компания обошла вокруг и полюбовалась деревом, каждый ребёнок получил порцию сладостей вместе с игрушкой, а затем все вернулись домой в полном восторге».

Это продолжило быть частью торжеств в королевском дворе. Мать королевы Виктории тоже была немкой, и 24 декабря 1832 года юная принцесса написала в своём дневнике: «Затем мы прошли в гостиную рядом со столовой. После того, как мама трижды позвонила в колокольчик, мы вошли. Там стояли два больших круглых стола, на которых стояли две ёлки, увешанные гирляндами и сахарными украшениями. Все подарки были расставлены вокруг. Один стол был для меня, другой - семьи Конрой».

Однако рождественские ёлки не вошли в моду в Викторианской Англии до тех пор, пока газета «Illustrated London News» не напечатала гравюру с изображением королевы Виктории, принца Альберта и их семьи, собравшихся вокруг рождественской ёлки в Виндзоре в 1848 году. Это привело к тому, что появление данной традиции ошибочно приписывают принцу Альберту, тогда как к этому времени она уже прочно утвердились на рождественских торжествах королевской семьи. отсюда


Украшенный дом эпохи Регентства

скрытый текстДжейн Остин упоминает Рождество в своих романах. В «Гордости и предубеждении» Кэролайн Бингли пишет: «Я искренне надеюсь, что ваше Рождество в Хартфордшире будет изобиловать весельем, которое обычно приносит это время года». После обручения с мистером Дарси Элизабет Беннет пишет своей тёте Гардинер: «Вы все должны приехать в Пемберли на Рождество». В «Мэнсфилд-парке» сэр Томас устраивает бал для Фанни и Уильяма на Рождество. В «Эмме» Уэстоны устраивают незабываемую рождественскую вечеринку. Действительно, эта пора была посвящена приёмам семьи и друзей и организации вечеринок. Официальный рождественский сезон длился с 6 декабря до 6 января. В День Святого Николая, вдохновленный североевропейской традицией, начинались рождественские визиты и часто обменивались подарками. 21 декабря в честь святого апостола Фомы бедные, вдовы и пожилые люди могли прибегнуть к традиции «Thomasing» — хождению от двери к двери в поисках денег и небольших подачек, чтобы скрасить своё Рождество.

Но как же в эпоху Регентства украшали свои дома? Не так пышно, как в Викторианскую эпоху. По древней традиции дома в сочельник украшали венками и украшениями из вечнозелёных растений, таких как плющ, омела, остролист, лавр и т.д. Люди, богатые и бедные, щедро украшали всё вокруг – столешницы, перила и даже портреты. Не брезговали украшать и себя, втыкая зелёные веточки в петлицы.

Поскольку свечи были основным источником света во многих домах, существовали и специальные рождественские свечи, отличавшиеся особо крупным размером. Висящая в дверном проёме омела принимала форму переплетённого шара из вечнозеленых растений, яблок, апельсинов, бумажных цветов и кукол, изображающих Иосифа, Марию и младенца Иисуса. Подвешенная у входа, она приветствовала посетителей и предоставляла возможность отдать дань традиции поцелуя под ней. Помимо отделки домов большинство местных приходов украшали свои церкви. Не все поддерживали такую инициативу, но всё же вечнозелёные растения также появлялись во многих церквях. отсюда

Арабелла, блог «Англия Джейн Остин»

Рождество в викторианской Англии

В начале декабря на улицах городов появлялись праздничные украшения. Некоторые торговцы верили в примету, согласно которой украсившего до Рождества свой магазин вечнозелеными растениями – остролистом, плющом, омелой – будет преследовать неудача. Но большая часть украшала витрины и прилавки уже в начале адвента, считая это залогом бойкой торговли. Выбор товаров в предпраздничные недели был особенно широк. На рынках можно было купить домашнюю птицу, которая была обязательным блюдом на праздничном столе. В викторианскую эпоху лишь немногие могли позволить себе купить курицу или индейку, поэтому у подавляющего большинства англичан традиционной праздничной едой был гусь. Нередко даже создавались т. н. «гусиные клубы», члены которых делали регулярные взносы, чтобы приобрести птицу к празднику. Те, кто не мог позволить себе и такой вариант довольствовались кроликом или – как на севере Англии – ростбифом.

скрытый текстОбязательной частью предрождественских хлопот была подготовка подарков. В викторианской Англии было два вида рождественских подарков – уже готовые, которые можно было купить практически в любой лавке и сделанные самостоятельно. Но, несмотря на обширный выбор товаров – практически на любой вкус и кошелек – наибольшую популярность сохраняли подарки, сделанные вручную дарителем.

Планирование могло начаться еще за два-три месяца до праздника, а к декабрю уже во многих журналах и газетах можно было найти инструкции, выкройки и чертежи для возможных подарков, а также руководства по украшению дома. Изготовление рождественских подарков было возможностью провести свободное время с пользой и возможно даже передать свои умения детям. Дочери нередко помогали матерям с шитьем и рукоделием. отсюда

Подарки

Дарить друг другу подарки на Рождество – совсем молодая традиция. До пятидесятых годов XIX века подарки получали только дети, позже их стали дарить друг другу и взрослые. В середине века возник обычай обмениваться рождественскими открытками. Их придумал Генри Коул – один из ведущих предпринимателей той эпохи. Картинку для открытки нарисовал художник Джон Коллкотт Хорсли. На ней была веселая компания, собравшаяся за столом, и ставшее традиционным поздравление: «Merry Christmas and a Happy New Year». Так как некоторые люди на картинке держали в руке бокалы вина, эти открытки вызвали негодование викторианских блюстителей нравственности. С ними боролись так активно, что сейчас в мире осталось около десяти экземпляров. Открытка стоила всего пенс, а марка - полпенса, так что даже небогатые люди могли послать поздравление своим родным.

И еще одна новинка прямиком из XIX века – рождественские хлопушки. Их придумал в 1847 году кондитер Том Смит. Тогда в них еще не было пороха: их просто разрывали за праздничным столом, и оттуда выпадали сладости. Производитель называл свои изделия «взрывами ожиданий».

"Гордость и предубеждения женщин Викторианской эпохи". отсюда

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)