Свежие записи из блогов Арабелла

Арабелла, блог «Старый замок»

Гарри Поттер и Тюдоры



Гарри и его друзья довольно часто пьют сливочное пиво, но настоящий прообраз немного отличается от того, что мы видим в книгах. На самом деле этот напиток пришёл к нам из эпохи Тюдоров. Первое упоминание о нём встречается в кулинарной книге под названием «The Good Huswifes Handmaide For The Kitchin», которая была опубликована в Лондоне примерно в 1588 году. Существует множество рецептов, в каждом из которых включены как минимум масло, сахар, мед и яйца, хотя вариации специй сильно отличаются. Некоторые содержали мускатный орех, гвоздику и имбирь.

скрытый текстСпеции в то время не были товаром, доступным каждому. Особенно ценным был мускатный орех, так что такой напиток мог обойтись совсем недешево. Миндаль и чернослив ввозили из Франции, коринку — из Греции, гвоздику, перец, шафран, мускатный орех и имбирь привозили по сухопутному Шелковому пути с Дальнего Востока. Вполне возможно, что состоятельные семьи того времени наслаждались им во время Рождества.

Англичане предпочитали эль, а к концу эпохи также пиво — их пили как за ужином, так и вечером. Очевидно, что грязная вода — источник болезней, и даже там, где была чистая вода из источников и ручьев, она не считалась идеальным для здоровья напитком. Врачи считали, что чистая вода хороша для тех, кто привык к ней или никогда не пил ничего другого — так думал врач Томас Коган про корнуолльцев, — но тем, кто привык пить эль или пиво, вода могла показаться слишком жидкой, вызывающей излишнее охлаждение и затопление внутреннего огня.

Впрочем, эль и пиво обладали некоторыми согревающими свойствами — причем пиво даже больше, чем эль, — которые противостояли самой водянистой природе напитков и делали их более гуморально сбалансированными. Кроме того, они были питательны.
Прислушивались ли люди к мнению врачей или нет, большинство предпочитали воде эль и пиво. Варение эля было обыденной частью жизни любого домашнего хозяйства. Наряду с выпечкой, доением коров и стиркой каждая женщина обязана была уметь варить эль. Напиток, сваренный из осоложенных зерен и воды, хранится очень недолго и прокисает уже через неделю или две, так что его следовало готовить регулярно небольшими порциями, которых хватило бы семье до следующей варки.
Если вся семья пила эль, то эти «маленькие порции» состояли примерно из двенадцати-двадцати галлонов в неделю. (Галлон - ок.4,5 л.)
Поэтому варение эля было важным делом в любом домашнем хозяйстве.

По материалам отсюда и
Рут Гудман «Как жить в эпоху Тюдоров. Повседневная реальность в Англии ХVI века»

Арабелла, блог «Старый замок»

С Йолем!

Арабелла, блог «Англия Джейн Остин»

Шитье и вышивка в викторианскую эпоху



Уметь шить было почти так же естественно, как уметь дышать — это был один из самых распространенных и необходимых навыков. Шитью обучали во всех слоях общества: дома этим занимались старшие родственницы и гувернантки, в школах и колледжах — учительницы и воспитательницы. Даже если у девушки из аристократической семьи не было никакой необходимости шить нижнее белье, она должна была владеть этим умением.
скрытый текст
Кроме того, она обязательно осваивала сложные виды декоративного рукоделия. Навыки шитья давали возможность заработать на кусок хлеба, сэкономить деньги для семейного бюджета, развлечь себя вышивкой или изготовлением игрушек, занять руки во время общественных мероприятий, не отставать от моды, выразить любовь и научить всему этому своих детей. Многие мужчины и мальчики тоже обладали простейшими навыками шитья и при необходимости могли ими воспользоваться: мужчины-портные, естественно, зарабатывали на жизнь иглой, а мужчины-военные — особенно моряки — привыкли самостоятельно чинить свою одежду.

Во многих семьях уроки шитья были регулярными и целенаправленными. Изысканные образцы, вышитые девочками восьми-девяти лет, свидетельствуют о потрясающей аккуратности и усидчивости, а также о том, что в семьях среднего класса этому занятию уделяли очень много времени. Небогатые девочки имели гораздо меньше возможностей ради развлечения вышивать цветными шелковыми нитками декоративные мотивы, но у них было ничуть не меньше практики, чем у более обеспеченных сверстниц. Уже на самых ранних этапах обучения девочкам могли поручать простые и нужные швейные работы. Даже пятилетняя девочка могла сметать подгиб подола, чтобы ее мать затем подшила его.

Как и их прабабушки, викторианки обожали вышивать крестиком и гладью, вязать и плести кружева. Узорные салфетки для спинок кресел в те годы были в зените популярности, ведь мужчины обильно помадили волосы и могли запросто испачкать мебель.В 1838 году в моду вошло вязание крючком, или кроше, а 1840-х настоящим хитом стала разноцветная берлинская шерсть, которой вышивали по холсту или канве. Счетные схемы для вышивки берлинской шерстью можно было приобрести в магазине, вырезать из журнала или же нарисовать самой.

Сразу вспомнилось ))



Возможность сделать что-то полезное и время, проведенное за обучением с матерью или сестрой, доставляли многим маленьким девочкам безмерное удовольствие. Шитье не было принудительным тяжелым занятием — наоборот, нередко оно воспринималось как полная противоположность обычным дневным заботам и хлопотам. Это было тихое и спокойное время, когда мать могла уделить больше внимания дочери, посидеть с ней рядом и поговорить за работой. Отдавая такому обучению и общению один час в день, можно было получить замечательные результаты. Законченная готовая работа наполняла ребенка чувством гордости и самоуважения, и чем лучше ему давалось ремесло, тем скорее он возвращался к нему по собственному желанию. Таким образом, обучение шитью приносило немалое эмоциональное вознаграждение.

Поскольку то же вышивание исстари служило любимым развлечением аристократок, дочь какого-нибудь купца из Ливерпуля или промышленника из Манчестера чувствовала свое родство с Марией Стюарт или Елизаветой I — они тоже когда-то склонялись над пяльцами и подбирали шелковые нити. Вышитый кошелек можно было подарить подруге или даже продать на благотворительном базаре и тем самым помочь беднякам.

Арабелла, блог «Каминный зал»

По следам ШХ. Баранина под чесночным соусом



В советском телефильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Шерлок Холмс, Майкрофт Холмс и доктор Ватсон мимоходом обсуждают некое только что раскрытое Шерлоком дело, ключом к которому была баранина под чесночным соусом.

скрытый текстВ рассказе "Серебряный":
(перевод Ю.Жуковой)

"Вряд ли можно найти какую-нибудь зависимость между появлением Фицроя Симпсона в тех краях именно в тот вечер с бараниной под чесночным соусом на ужин в семействе Стрэкеров. Остается предположить, что он случайно захватил с собой в тот вечер порошок опиума. Но такая случайность относится уже к области чудес. Так что этот вариант исключен. Значит, Симпсон оказывается вне подозрений, но зато в центр внимания попадают Стрэкер и его жена — единственные люди, кто мог выбрать на ужин баранину с чесноком".

В оригинале это баранина карри, не столько соус, сколько любимая колониальная приправа Британской империи. Но советский человек про карри мало что слышал, а поскольку приправа играет значимую роль в деле, то переводчик нашел лучшего среди понятных кандидатов - чеснок.

В другом переводе уже стоит "карри":

"Невозможно представить, чтобы Фицрой Симпсон, человек совершенно посторонний, сумел подстроить так, чтобы в тот вечер в семье тренера подавали баранину с карри. Таким образом, он выпадает из круга подозреваемых. Стрейкер и его жена — единственные люди, которые могли сделать так, чтобы в тот вечер на тарелках конюхов оказалась баранина, приправленная карри".

Однако в рассказе "Морской договор" миссис Хадсон уже подаёт на стол карри из цыпленка, причём не на обед или ужин, а на завтрак.
Впрочем, здесь карри - просто диковинная приправа, и решающей роли для сюжета не играет. )))

— Миссис Хадсон, как всегда, на высоте, — сказал Холмс, снимая с блюда салфетку, под которой оказался цыпленок под соусом карри. — Ассортимент ее блюд несколько ограничен, зато она, как истинная шотландка, имеет правильное представление о завтраке.
Далее отсюда


скрытый текстНадо сказать, что индийская еда ко времени написания рассказов и повестей о ШХ уже не была новомодным увлечение. Она появилась в Великобритании еще в XVIII веке — вместе с солдатами и торговцами, возвращающимися из восточных колоний. Первый рецепт карри, опубликованный в Англии, относится к 1747 году. Книга Art of Cookery Made Plain and Easy для «карри на индийский манер» предписывает смешать варёную курицу с куркумой, имбирём и луком, а для соуса использовать сливки, куриный бульон и лимонный сок.



В 1810 году в Лондоне, неподалёку от Гайд-парка, открылся первый ресторан индийской кухни — The Hindostanee Dinner and Hooka Smoking Club. Как следует из названия, здесь можно было не только поужинать, но и покурить кальян. Кроме того, заведение предлагало услугу доставки еды на дом, то есть фактически это был первый индийский take away — формат, столь популярный в наши дни. Правда, для своего времени это оказалось несколько преждевременно. У респектабельных лондонцев в моде были домашние ужины, приготовленные руками собственных слуг. Так что заведение разорилось через пару лет. Но интерес к Индии в обществе постепенно рос.

Апогея он достиг благодаря королеве Виктории. За свою жизнь она породила немало массовых увлечений в самых разных областях общественной жизни: подданные активно копировали всё, что она делала. Неудивительно, что Виктория, будучи знатной чревоугодницей, оказала заметное влияние и на английскую гастрономическую культуру.
Официальный титул Виктории, среди прочего, именовал её «Императрицей Индии», и для неё самой это был не пустой звук. Индия была страстным увлечением королевы, при том что сама она никогда там не бывала.

В последние годы жизни королевы при дворе было много слуг индийского происхождения, в том числе и на кухне. Согласно имеющимся свидетельствам, карри подавался на стол практически ежедневно. Как следствие, он быстро вошёл в моду сначала в аристократических кругах, а затем и среди представителей среднего класса. И это было не мимолётное увлечение: позиции этого блюда в итоге окрепли настолько, что с тех пор оно стало ходовым вариантом в повседневном меню.

В целом, карри в понимании викторианской хозяйки — блюдо предельно демократичное. В него можно положить практически всё что угодно — любые остатки продуктов, которые найдутся на кухне.

Главное, что определяет блюдо как карри, — используемые специи. В богатых домах порошок карри мололи из отдельных составляющих непосредственно перед приготовлением блюда. Но на кухнях попроще не зазорно было использовать уже готовый. Принято считать, что порошок карри — чисто английское изобретение, порождённое лондонскими торговцами.
Пряности долгое время были недешёвым удовольствием, особенно если покупать каждую по отдельности в цельном виде. Готовая смесь стоила дешевле, а потому снискала популярность. Но на неё, вероятно, всегда шёл товар похуже. Единого рецепта для порошка карри не существовало. Если говорить о карри викторианской эпохи, то здесь два обязательных ингредиента — куркума и имбирь. Также практически всегда присутствует кайенский перец. В принципе, этой троицы уже достаточно, чтобы назвать итоговое блюдо «карри». Но для полноты картины не помешает добавить кориандр, кардамон и белый перец.

Мясо в карри может быть любым: говядина, телятина, баранина… Главное — скорректировать время приготовления соответствующим образом. Миссис Хадсон делает выбор в пользу курицы. Также в викторианских рецептах карри зачастую использовалось много лука. Яблоко — ещё один популярный компонент викторианского карри. Но не обязательный.

Арабелла, блог «Каминный зал»

По следам ШХ. Комнатные цветы

В одном из эпизодов сериала "Приключения ШХ" (пр-ва "Гранада"), есть маленький, но примечательный диалог:

Возмущенный Холмс обращается к своей квартирной хозяйке:
- Mrs. Hudson! How dare you take my Aspidistra! / Миссис Хадсон, как вы посмели забрать мою аспидистру?
Миссис Хадсон ставит Холмса на место:
- I do dare! / Я действительно посмела!

"Картонная коробка"

Вроде бы, ничего особенного. Но дело в том, что аспидистры были в то время едва ли не единственными комнатными цветами в домах Лондона (как и в других крупных городах / или с развитой промышленностью).
И вовсе не из-за отсутствия других комнатных растений в ту эпоху. А по причине весьма прозаической - аспидистры были единственными растениями, выживавшими в атмосфере угольной пыли и газового освещения.

Аспидистра
скрытый текстСреди декоративно-лиственных растений по строгости линий и силуэтов мало кто может поспорить с аспидистрой. Но при этом она никогда не выглядит скучно или невзрачно. Это удивительно современное растение — отличный выбор для тех, кто стремится украсить интерьер не капризным, но эффектным комнатным растением.

В комнатах выращивают всего один вид — аспидистру высокую (Aspidistra elatior), также известную как чугунное растение или азиатский ландыш. Она представляет семейство Спаржевые (Asparagaceae). Размеры аспидистр внушительны, с возрастом они все больше разрастаются, но растут медленно. В год аспидистра выпускает до 5 листов. Максимальная высота — от 40 до 80 см, фактически определяется длиной листьев. Аспидистры — настоящие долгожительницы. Они способны украшать интерьер десятилетиями даже в неидеальных условиях (если не допускать критических ошибок в уходе).
Это растение отличается выносливостью, оно хорошо растет и развивается в местах с загрязненной атмосферой. А еще оно хорошо переносит нехватку света, а также невысокую температуру воздуха в помещении.

Арабелла, блог «Архив»

Средневековая кухня

Вержюс (Верджус)

Виноград выращивают более 3000 лет. Пришли к "изобретению" вержюса вполне логично, когда подрезали лозы с недоспелыми ягодами, практичные виноградари начали думать, как с пользой их использовать, не выбрасывать же такое добро, так и появился вержюс в кулинарии)
Несмотря на то, что он достиг пика популярности в средние века, старейшее упоминание вержюса в рецепте датирована 71 годом н.э. в Римской империи.

скрытый текстБуквально вержюс означает "зеленый сок» (от французского «jus vert»). Это сок из незрелого винограда, незрелых яблок, щавеля, крыжовника, чего угодно, пока это "что угодно" незрелое. Вержюс очень распространенный ингредиент в средневековых поваренных книгах, особенно часто его можно встретить в рецептах родом из Средиземноморья. Популярен он и в более поздних рецептах, вплоть до 17 века, затем про него временно забыли, однако в наше время некоторые компании производят вержюс. Следует заметить, что современный кислый сок весьма мягкий, нежели должен быть. Отмечают, что чем старше вержюс, тем он мягче на вкус. Не стоит думать, что его употребляли тут же как выдавили сок из неспелых ягод, судя по записям, его хранили около года, от старого до нового урожая. Упоминают случаи, когда вержюса старого урожая не хватало или был израсходован и тогда остатки сока старого урожая смешивали со свежим, более резким. Старались избегать случаев, когда приходилось использовать сок нового урожая, отмечая, что он очень резкий на вкус.

Потому как вержюс не был доступен круглый год, в рецептах упоминаются альтернативы: уксус, крыжовник, лимонный сок или розовая вода. В Северной и Западной Европе вержюс вероятно делали из яблок, а не из винограда, что подразумевается климатическими условиями. Таким образом, яблочный уксус может быть замечательной альтернативой, если у вас нет возможности купить или сделать вержюс самостоятельно.
Не всякий сорт винограда годен для изготовления вина, так же не всякий виноград подходит и для изготовления вержюса. В источниках упоминается сорт белого винограда Gouais, который к сожалению практически вымер из-за непопулярности среди покупателей. Однако его "ДНК" содержится в сортах Пино и Шардоне. Во французских поваренных книгах советуют собирать виноград для вержюса в начале июля и сочетать сок из старого урожая и нового.

Арабелла, блог «Англия Джейн Остин»

Как издавались книги в эпоху Джейн Остин

Джейн приняла предложение брата Генри стать ее литературным агентом, и он добился успеха. Зимой 1810 года роман "Чувство и чувствительность" был принят к публикации. Книгу должен был выпустить Томас Эджертон, издававший книги военной тематики. Странное соседство для "Чувства и чувствительности", но Эджертон был солидным издателем, его книги выходили большими тиражами, а главное, он согласился печатать Джейн. Вероятно, она была довольна заключенной сделкой, несмотря на значительный финансовый риск. "Чувство и чувствительность" планировалось издать "на средства автора", то есть возможные убытки ложились на нее, зато ей причиталась часть прибыли. Сегодня мы назвали бы подобную схему "изданием за счет автора" — в наше время это довольно редкое явление, но в 1810 году она была стандартной в издательском деле.

скрытый текстРадость Джейн, по-видимому, постепенно угасала, поскольку процесс печати книги растягивался до бесконечности. Вычитывать гранки она приехала к Генри в Лондон. Жизнь в доме Генри подразумевала множество удовольствий, но Джейн признавалась Кассандре, что на первом плане у нее работа. "Разумеется, ни одно другое занятие не заставит меня полностью отбросить мысли о "Ч. и ч.", — писала она. — Я не могу забыть о нем, как мать не может забыть свое грудное дитя". Генри тоже помнил о своих обязанностях: "Он поторопил издателя и говорит, что сегодня снова увидится с ним".

В сущности, экономика издательского дела не поощряла Томаса Эджертона к спешке. Даже продав все 750 экземпляров "Чувства и чувствительности", он получил бы всего 35 фунтов прибыли, поскольку книга издавалась "на средства автора". Риск и потенциальный выигрыш приходились на долю Джейн (точнее, на долю Генри). Максимальная сумма, которую они надеялись получить, составляла 140 фунтов.

С чего начинал издатель, которому не надо спешить? Прежде всего, ему требовалось "определить объем" книги. То есть он должен был подсчитать, сколько потребуется больших листов бумаги — из каждого получалось двадцать четыре страницы, или двенадцать листов. Бумага составляла основную долю расходов, и с нее уплачивались налоги. Это заставляло издателей экономить на тиражах, в чем уже убедилась Джейн. Лучше получить небольшую прибыль от 750 экземпляров, чем напечатать 2000, а нераспроданный остаток отправить в макулатуру.

Затем издатель должен был разделить текст на части и отдать их нескольким наборщикам, которые работали одновременно. Эта работа требовала необыкновенной сноровки. Наборщик брал из деревянных лотков металлические литеры и ставил на нужное место, отделяя каждую строчку текста тонкой металлической планкой — шпоной.

К металлическому шрифту прикладывали кожаные тампоны с деревянными ручками, смоченные густой и жирной черной краской. После нанесения краски деревянные рычаги печатного пресса опускали лист бумаги на шрифт и плотно прижимали к нему. Текст наконец переносился на бумагу. Первый паровой печатный пресс в Лондоне был приобретен газетой "Таймс" в 1814 году. До этого работа выполнялась вручную, с применением мускульной силы.

Отпечатанный лист отдавали вычитать и отредактировать автору (иногда его заменял издатель), после чего изготавливали требуемое количество копий. Затем металлический набор разбирали, и наборщики приступали к работе над следующим листом. Отпечатанные листы разрезали, складывали и сшивали — как правило, эту работу выполняли женщины. Наконец, сшитую книгу отправляли переплетчику. По желанию клиента он мог изготовить для конкретного экземпляра любую обложку, например аналогичную обложкам других книг его библиотеки.

Все это занимало много времени. Роман "Чувство и чувствительность" отдали в печать в январе 1811 года, а к читателям он попал только в октябре. За три дня до выхода книги напряжение Джейн достигло предела. Она волновалась: как ее примет публика? — и пыталась об этом не думать. "Когда лежишь в постели, — писала она, — и голова раскалывается от боли… тебе не до великих дел!"

Наконец 30 октября 1811 года в газете "Стар" появилось объявление о выходе в свет новой книги. На следующий день такое же объявление напечатала "Морнинг кроникл". Роман под названием "Чувство и чувствительность" был издан в трех томах и стоил пятнадцать шиллингов. В феврале 1812 года "Критикал ревью" опубликовал благожелательный отзыв о книге, что способствовало росту ее продаж. В рецензии говорилось, что персонажи Джейн "благородны и естественны… события правдоподобны, чрезвычайно увлекательны и интересны… что делает честь автору, который демонстрирует глубокое знание человеческой природы и удачно сочетает толику здравого смысла с более легкомысленным подходом". Еще одна рецензия появилась в мае в журнале "Бритиш критик". Подруга Джейн вспоминала, что та получала огромное удовольствие от знакомства с рецензиями, восклицая: "Как приятно! С этими персонажами я намучилась больше всего, и автор меня раскусил".

Люси Уорсли «В гостях у Джейн Остин. Биография сквозь призму быта»

Арабелла, блог «Архив»

Хозяйка дома в средние века

Роль, которую играет хозяйка в доме оценить сложнее. "Голос" хозяйки не попал в записи. Принципы руководства домом, которые писал муж или отец, достаточно ясны, а вот ее личные взгляды и комментарии унесены с ней в могилу.

Можно сделать вывод из общих советов, которые касались дочерей и молодых жен - родственники рассматривали их как фигур, которые исполняли их рекомендации. Автор книги "Парижский домохозяин" говорит: ‘я оставляю вам право нанимать и увольнять слуг", но добавляет дельное предложение: "вы должны сначала поговорить со мной об этом и действовать по моему совету, потому что вы слишком молоды и вас могут обмануть".
Знак власти хозяйки - связка ключей, которыми она вольна закрывать и открывать комнаты, шкатулки и т.д. Известен пример, когда ключи отобрали у Маргарет Кемпе. Она перенесла нервный срыв и была не в состоянии заниматься домом. Первой вещью, которую она попросила, когда ей стало лучше - ключи.

скрытый текстХозяйка не только отвечала за то, что уже было куплено и хранилось в доме, но и принимала активное участие в покупке новых запасов. Мужчины семьи, возможно, и делали большую часть закупок, но именно хозяйка составляла список необходимого. По сути, роль, которую домохозяйка играла в ведении домашнего хозяйства, скорее роль посредника, который следил за исполнением приказа мужа или отца.

Чтобы хорошо выполнять свою домашнюю работу она должна разбираться в том, что просит выполнить слуг. Знания в ведении домохозяйства - ключ к успеху: "Мудрая домохозяйка это та, которая хорошо знакома со всем, что касается приготовления пищи и как лучше всего это организовать, а также умеет отдавать приказы слугам. Социальная дистанция между хозяйкой и слугами была, но в реальной жизни она должна быть готова засучив рукава помогать слугам, при необходимости.

Помимо секретов приготовления пищи, жена или дочь обязаны знать толк в приготовлении лекарств. Муж Маргарет Пастон написал домой в начале 1490-х годов, прося прислать специальную мазь, чтобы подлечить больное колено старого друга. Существует прочная связь между изготовлением лекарств и приготовлением пищи. Кулинарные рецепты в рукописях часто дополнялись медицинскими заметками.

Из записей неясно, насколько реально было приготовление пищи лично хозяйкой, но есть намеки, что при необходимости она готовила наравне со слугами. Вероятно, домохозяйки считали это неуместным и унизительным, делать большее, чем раздавать приказы и контролировать их выполнение. Однако были отголоски того, что жены занимались приготовлением сами, когда нужно было задобрить мужа. Иначе говоря, стимулом к самостоятельному приготовлению пищи была проверенная истина, что довольный муж - снисходительный муж. Парижский домохозяин описывает, как можно облегчить жизнь трудолюбивого мужа, когда он возвращается домой: снять обувь, вымыть ноги, надеть свежие чулки и обувь, хорошо ухаживать за ним, а также накрыть хороший ужин.

Один из друзей Франческо признавался, что жена балует его, готовя: "несколько жареных каштанов каждый день, прежде чем он отправляется на работу".

Известна одна из историй, которую в 14 веке рыцарь Ландри рассказал своим дочерям: дядя возвращается домой из путешествия с новыми платьями для двух любимых племянниц. Одна из них сильно просчиталась и не вышла поприветствовать дядю, пока не привела себя в порядок и не убедилась, что выглядит наилучшим образом. А другая приняла более хитрое решение - замешивать тесто. Когда в дом входит дядя, она сразу бросается обнимать его, хотя руки в липком тесте. Только когда видит что объятия испачкали дядю, резко останавливается, вспоминает о приличиях и извиняется за то, что появилась в таком виде. В итоге дядя обезоружен и любящей племяннице подарены оба платья, а вторая племянница получает только горький урок. отсюда


скрытый текстКак говорилось ранее, домохозяйки практически не оставляли кулинарных пометок и наиболее предпочитаемые блюда нам неизвестны, однако в искусстве можно найти описания "кулинарной мечты" низших сословий.
В Prima pastorum, в одной из двух пьес о пастухах, написанных в Уэйкфилде в первой половине 15 века, пастухи ужинают и попутно охранют стадо возле Вифлеема.
Сумка для еды превращается в рог изобилия в котором находят такие припасы, которые превосходят самые смелые ожидания пастуха.
Там нет ни каши, ни капусты, ни хлеба, ни сыра и ни одной фасолины. Там просто мясо в самом великолепном разнообразии. Там не только скромные лакомства, но есть и барские излишества которые и не снились, например острые соусы.
Суровые законы ограничивали крестьянина на каждом шагу. Реальность приносила разочарование, зато в искусстве можно было помечтать и насладиться маленькими приятными победами над тем, кто выше тебя. Удовлетворение от того, что крестьянин перехитрил закон и сытно поужинал, запечатлено в "The Taill of Rauf Coilyear", шотландской комедии конца 15 века.
Ральф, который зарабатывает на жизнь продажей угля, спасает императора Карла Великого, Ральф находит императора заблудившимся в зимнюю бурю и приводит домой на ужин. Жена Ральфа по этому случаю устраивает богатый стол, где оленина главное блюдо, (само собой разумеется олень добыт незаконным путем), ведь олень из личных владений самого Карла.

В реальном мире вознаграждение за работу и празднование принимали более реалистичные формы. Крестьяне работали на земле своего феодала, а в определенные дни землевладелец вознаграждал крестьян едой. Счета домашних хозяйств фиксируют эти вознаграждения. Выбор эля или воды для питья, сельди, колбасы или сыра для еды, вид хлеба (пшеница, рожь, ячмень, овес или смесь зерен), определялся частично традицией, частично обстоятельствами.
В течение 15 века произошло заметное увеличение количества мяса, выделяемого каждому рабочему, и возросли поставки лучших сортов хлеба, но эти приятные улучшения качества на самом деле не изменили характер оплаты. Вознаграждение за оказанные услуги состояло из хорошо знакомых крестьянам продуктов и диковинных блюд там не найти.

Экономия средств часто требуется, когда необходимо накопить на важный будущий случай. В средневековый период, как и в наш, это события жизни: рождение, брак, смерть. Все они отмечались полезным для всех способом - шикарным застольем, с помощью него семья и общество воздавали должное событию.
Между тем трудно найти факты того, что на определённое событие готовили особые блюда, но известно, что знакомые блюда предлагались в незнакомом ранее изобилии. Когда в начале 15 века Кэтрин Фоконсер попросили стать крестной матерью мальчика, а после церковной службы пригласила отца ребенка к себе домой, "где подарила хлеб, сыр и хорошее красное вино, поблагодарив его".
О свадебном пире в деревне Бригсток в 1306 году никаких подробностей меню не сохранилось, но еда, вероятно, роскошная, потому что отцу невесты пришлось заплатить 20 шиллингов, чтобы покрыть все расходы. Сумма более-менее эквивалентна стоимости одной коровы, которую он также подарил молодоженам.
Сельские жители собирались вместе не только на такие семейные торжества, но и на общинные. На ежегодный день святого местной церкви, прихожане богатой деревни в Норфолке собирали всей деревней деньги, чтобы отметить сам праздник, в том числе наняв профессионального повара для приготовления блюд. Ужин сытный, с большим акцентом на различные виды мяса, в том числе 5 ягнят, 6 свиней и 7 кроликов, а также отмечены блюда с молочными продуктами: яйцами, маслом, молоком и сливками. А завершал все это великолепие поистине роскошный штрих: специи, уксус, мед и даже сахар. Однако, нет никакого намека на то, как использовались эти ингредиенты или на то, сколько помощников было у повара. отсюда

Арабелла, блог «Каминный зал»

Запутанная история

Попалось на просторах сети

Собака Баскервилей ( ремикс 221b.ru)

 

 

 

Арабелла, блог «Каминный зал»

История рождественских открыток



Поздравительные рождественские открытки родились в Викторианскую эпоху. Самую первую нарисовал иллюстратор Джон Колкотт Хорсли по поручению сэра Генри Коула (английский изобретатель, предприниматель и общественный деятель) в декабре 1843 года. Он решил для разнообразия послать своим друзьям нечто отличное от обычных рождественских писем. Открытки были украшены текстом: «Счастливого Рождества и Нового года».

скрытый текстХорсли создал картину семейного торжества размером 5,7 х 3,3 дюйма и окружил её виноградными лозами, чтобы передать наблюдателю жизнерадостность и доброжелательность. Сэр Генри Коул издал тысячу раскрашенных вручную (профессионалом по колоризации по имени Мейсон) экземпляров Хорсли, назначив цену в один шиллинг, что было непомерной суммой для того времени. И всё же, несмотря на это, многие британцы вскоре стали отправлять такие открытки. Королева Виктория была особенно преданной поклонницей, приобретая множество открыток каждое Рождество, а её дети начали создавать собственные.

Развитию популярности открыток способствовало снижение в 1870 году цен на почтовые расходы до одного пенни. Это привело к тому, что уже к 1880 году было напечатано более 11 миллионов. С ростом спроса менялся и сам вид. Украшенные шёлковыми лентами, атласом, перьями, мишурой и другими декоративными элементами, открытки превратились в миниатюрные произведения искусства. Популярными героями сюжетов были счастливые дети, Отец Рождество (Рождественский дед)* и ангелы.



Индустрия публикации рождественских открыток создала новые возможности для художников, литераторов, печатников. В 1880 году крупная лондонская фирма предложила пятьсот гиней в качестве приза за самый лучший художественный дизайн. Многие великие художники откликнулись своими лучшими идеями. Кейт Гринуэй, Уолтер Крейн и Томас Крейн были одними из многих художников XIX века, известных своими дизайнами поздравительных открыток.

Многие известные писатели тоже не гнушались этой прибыльной работой. Тысячи фунтов были потрачены в поисках подходящих стихотворений, пока, наконец, эти старания не достигли апогея своего литературного и художественного совершенства. отсюда


Отец Рождество

скрытый текстКак и современные дети, их викторианские сверстники с нетерпением ждали подарков. Подарки клали под елку или опускали в чулок, заблаговременно подвешенный у камина. В зависимости от достатка семьи ребенок мог рассчитывать как на дорогостоящую заводную куклу, так и на апельсин.

Приносил подарки Рождественский дед. Одушевленное воплощение Рождества впервые упоминается в гимне Ричарда Смарта середины XV века. Вежливый пастор величает его «сэром Рождество». При Тюдорах и Стюартах он именовался «Рождественским капитаном», «Рождественским лордом» или «принцем Рождество».

Со временем англичане понизили его в чине до обыкновенного деда, точнее, отца — Father Christmas, батюшка Рождество. Гравюры первой половины XIX века изображают его румяным весельчаком в костюме елизаветинской эпохи и с огромной кружкой пива.

Однако именно в XIX веке Рождественский дед сменил род деятельности. Вместо того чтобы пировать со взрослыми, он начал приносить подарки малышам. Его зеленую мантию постепенно вытеснили красная куртка и колпак на меху, да и сам дед утратил отличительные черты, слившись с образом своего американского коллеги Санты-Клауса.



отсюда

Екатерина Коути "Суеверия викторианской Англии"

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)